Аналоговое видео: ввод/вывод
MPEG и домашнее видео
Сжатие в JPEG
Эксперименты с фильмами требуют значительного времени, поэтому основные закономерности видеокомпрессии гораздо быстрее и проще проиллюстрировать на примере неподвижных изображений. Возьмите качественную картинку с достаточным количеством резких границ и мелких деталей (например, несжатый TIFF-файл размером приблизительно 600Ѕ800) и внимательно посмотрите на него. Здесь цвет каждой точки кодируется отдельно, «по-честному». Пусть это будет эталонное качество в рамках 24-битной цветовой модели. Но человеческий глаз имеет некоторые особенности восприятия и различает не всю цветовую информацию, поэтому можно удалить (навсегда!) часть данных без заметной потери качества (как это делает, например, формат JPEG). В графическом редакторе попробуйте сжать эту картинку с разным уровнем качества и найдите соотношение размеров исходного файла и JPЕG’а, при котором искажения еще практически незаметны. Получится коэффициент в диапазоне 10-25, в зависимости от картинки и вашего восприятия. При большем сжатии явно заметны артефакты цветные ореолы, квадратная структура и пр., а ведь в динамике это безобразие будет еще и двигаться...
Теперь сожмите эту картинку каким-либо другим алгоритмом компрессии. Заметной разницы в значении порогового коэффициента, скорее всего, не будет (максимум 10-20%). Осмелюсь утверждать, что невозможно повысить этот коэффициент в несколько раз чудес не бывает, информация никуда не девается и все богатство пейзажа нельзя уместить в нескольких байтах...
Что отсюда следует? Разрешение видеосигнала определено TV-стандартом, компьютерный аналог которого 720Ѕ576. То есть при стандартной скорости 25 кадров в секунду мы получим примерно 250 000 Кбит/c (для несжатого видео). Применив к каждому кадру JPEG-компрессию с тем самым «безопасным» коэффициентом 10-25, получим 10 000-25 000 Кбит/с (в зависимости от оригинала). Как известно, DV-формат это, скорее, аналог JPEG-сжатия, поэтому поток у него 28 000 Кбит/с (чтобы не зависеть от оригинала). Таким образом, в большинстве случаев дальнейшее покадровое сжатие DV-формата нецелесообразно, так как может привести к заметным артефактам.
Сжатие в MPEG
Почему же тогда формат MPEG компактнее? Получается, что 20 000-30 000 Кбит/с это предел, а ведь это приблизительно 3-4 минуты видео на CD-R или 20-30 минут на DVD-диске! Строго говоря, для произвольного изображения, состоящего из независимых кадров, так и будет. А как же прекрасное качество DVD-фильмов с потоком 5000-8000 Кбит/с? Дело в том, что в реальных фильмах последовательные кадры обычно взаимозависимы, что и использует формат MPEG. Грубо говоря, JPEG’ом сжимается не каждый кадр, а только различие между ними. Поскольку камера при профессиональной съемке всегда стоит на штативе или на специальных рельсах, то изменения заднего плана, как правило, незначительны: либо однообразны, либо вообще изготавливаются отдельно (а видео снимается, например, на синем фоне. Прим.ред.), поэтому различие между кадрами не столь значительно и сильно сжимается. Динамичные же сцены (взрывы, эффекты, быстрое движение и пр.) при этом обычно «одалживают» скорость у «спокойных» кусков, благодаря применению переменного потока.
Представьте, как выглядит такой «разностный» кадр (разница двух кадров) для объекта, движущегося на неподвижном фоне (предположим, используется неподвижный штатив), это будет небольшой объект на одноцветном фоне. Помня об особенностях сжатия в JPEG, вернитесь в графический редактор и промоделируйте ситуацию, выберите в кадре только объект на однотонном фоне и попробуйте сжать его. В результате получится файл минимального размера. Теперь добавьте шум (например, примените фильтр с разными значениями шума), а затем сожмите его в JPEG-файл такого же размера, и вы увидите, какие ужасные артефакты появятся на зашумленной картинке после сжатия с таким же коэффициентом.
Чтобы артефакты не росли вместе с зашумленностью (а это аналог качества исходного материала), приходится сжимать видео не с одинаковым размером, а с одинаковым качеством. Тогда размеры полученного файла заметно увеличиваются с ростом шума. Что это означает для видео? Только то, что сам по себе поток (то есть коэффициент сжатия) не гарантирует высокого качества многое зависит от качества исходного материала. Например, если исходный материал плохой, то, чтобы не появились артефакты, приходится снижать коэффициент сжатия в несколько раз.
Таким образом, только при идеальных условиях профессионального DVD-производства MPEG-2 дает выигрыш по сравнению с JPEG примерно в 4-5 раз (назовем его MPEG-добавкой). Возможно, дальнейшее улучшение алгоритмов сжатия может увеличить MPEG-добавку раза в полтора, но никак не больше. Кстати, MPEG-4, вопреки поднятой вокруг него шумихе, ненамного лучше, чем MPEG-2 (может быть на 10% и только на больших потоках). А качество модных сегодня компакт-дисков с DivХ-фильмами даже при желании никто не назовет настоящим DVD-качеством. Сформулируем идеальные условия съемки в виде табл. 1.
Практика показывает, что домашнее видео на любительских камерах (прежде всего из-за шума и тряски при съемке) сжимается примерно вдвое хуже профессионального, то есть при одном и том же качестве занимает вдвое больший объем. Примерное соотношения видеопотоков представлено в табл. 2.
Выводы и советы
1. Если на один CD-R влезает час фирменной мелодрамы, то это не значит, что на таком же диске можно разместить столько же панорамной съемки пейзажей и архитектуры с мелкими деталями, снятой с рук дешевой трясущейся камерой из окна автобуса. Точнее, можно, но только либо 10 минут, либо отвратительного качества.
2. MPEG не является средством для хранения видеоматериалов. В лучшем случае этот формат подходит для демонстрации ваших работ другим (на DVD-дисках).
3. MPEG-4/DivX не панацея для домашнего видео. Данный формат сжатия можно использовать только для очень «гладких» сюжетов (например, для съемки спящего младенца крупным планом и пр.). Существенного преимущества по сравнению с MPEG-2 он не дает можно отметить лишь небольшое количественное улучшение, поэтому если ваши шедевры короткие (10-15 минут), то сжимайте их сразу в MPEG-2 c битрейтом 6000-8000 Кбит/c (в DVD-совмеcтимом формате). Позже, когда купите DVD-R, вы легко создадите на основе этих клипов полноценный DVD-диск, не перекодируя их и, следовательно, не теряя в качестве.
4. DVD-R уже давно не роскошь. Устройство стоит примерно 200 долл., а болванка 2-4 долл. В дальнейшем цены еще больше снизятся.
5. Если вы собираетесь сжимать в MPEG свои собственные съемки, то почаще заглядывайте таблицу идеальных условий. Купите штатив и научитесь им пользоваться, не делайте резких скачков камерой, не увлекайтесь длинным фокусом при съемке с рук и обращайте внимание на освещение.
Михаил Афанасенков (http://www.afanas.ru)