Аппаратные MIDI-контроллеры
Для чего применяются управляющие консоли
MIDI-интерфейс: краткая история
Если вы занимаетесь созданием музыки или обработкой звука при помощи персонального компьютера, то, скорее всего, по собственному опыту знаете, как неудобно работать с современными музыкальными и звуковыми редакторами, используя мышь и клавиатуру. Однако не стоит отчаиваться — эту проблему можно решить с помощью специализированных устройств.
Даже в нашей стране найдется немало профессиональных музыкантов и любителей, использующих в своей работе виртуальные звуковые студии на базе персонального компьютера. Применение аппаратных контроллеров позволяет максимально удобно и эффективно управлять не только популярными программными пакетами, но и многими внешними устройствами, оснащенными интерфейсом MIDI.
Вообще говоря, само понятие «MIDI-контроллер» имеет очень широкий смысл и объединяет несколько классов устройств, существенно различающихся по своей конструкции и функциональному назначению. Это и адаптеры традиционных инструментов (MIDI-гитары, MIDI-саксофоны и т.д.), и MIDI-клавиатуры, и датчики ударных инструментов, и устройства управления при помощи дыхания — даже простое их перечисление займет немало места. В данной статье мы рассмотрим только один из классов этих устройств — так называемые управляющие консоли (MIDI Control Boards).
Для чего применяются управляющие консоли
Как известно, современная звукозаписывающая студия оснащена множеством различных устройств — магнитофонами, микшерными пультами, устройствами обработки сигнала и т.д. В виртуальной студии на базе персонального компьютера значительную часть этих функций (за исключением, пожалуй, процедур оцифровки сигнала с внешних источников и записи готовой фонограммы на компакт-диск) выполняют специальные программы или их модули. Одним из наиболее существенных недостатков виртуальной студии, построенной на базе обычного персонального компьютера, является низкая эффективность традиционных компьютерных устройств ввода (клавиатуры и мыши) при работе со специализированным программным обеспечением — музыкальными и звуковыми редакторами, программными модулями обработки сигнала и т.п. Посудите сами: при помощи мыши вы можете в каждый конкретный момент времени работать только с одним элементом интерфейса (кнопкой, ползунком, ручкой и т.д.), тогда как при проведении многих операций (например, при сведении) необходимо иметь возможность одновременно управлять несколькими параметрами. В этом случае существует два выхода из положения. Можно многократно прогонять исходную запись, поэтапно занимаясь каждой из регулировок, — это гарантированно обеспечит вам кошмары на ближайшую ночь, ощущение рутины и полное отвращение к полученному результату. Но можно пойти и другим путем: приобрести управляющую консоль. Это, с одной стороны, потребует от вас дополнительных капиталовложений, но, с другой стороны, вы получите в свои руки удобный инструмент, который позволит вам не только сэкономить массу времени, но и направить свои силы на решение творческих задач, а не на борьбу с несовершенством экранного интерфейса. Сейчас уже мало кто использует для ввода нотного текста мышь и компьютерную клавиатуру — гораздо быстрее и удобнее сделать это при помощи специальной MIDI-клавиатуры. Аналогичная ситуация наблюдается и с управляющими консолями.
Органы управления
Главная задача рассматриваемых устройств — преобразование механических воздействий (нажатий, перемещений и вращений) на органы управления в стандартные сообщения протокола MIDI. Здесь можно провести аналогию с MIDI-клавиатурами, выполняющими схожие функции; разница заключается лишь в конструкции органов управления и ориентированности на другие задачи.
Один из наиболее простых органов управления — кнопки, имеющие два логических состояния: включено и выключено. Они могут использоваться для переключения MIDI-триггеров и различных режимов работы консоли, а также для передачи сообщений MMC и SysEx (см. врезку «Кратко о типах MIDI-сообщений»). Многие кнопки могут управлять несколькими различными функциями, переключаемыми при помощи клавиш-модификаторов, аналогично тому, как это реализовано на обычной компьютерной клавиатуре.
Следующий класс органов управления — вращающиеся регуляторы (ручки). В отличие от кнопок они позволяют осуществлять плавную регулировку значений (величина пропорциональна углу поворота ручки).
Аналогичные функции выполняют и фейдеры — ползунковые регуляторы. Они имеют определенные преимущества перед ручками, в частности возможность более точной регулировки параметров и более наглядное отображение текущего значения управляемого параметра. Следует учитывать и тот факт, что при прочих равных условиях оператор может одновременно управлять большим количеством фейдеров, чем ручек. Одной из наиболее важных характеристик фейдеров, всегда указываемых производителем в технической спецификации, является длина хода — чем больше этот параметр, тем выше точность управления. Полупрофессиональные и любительские устройства, как правило, оснащаются 60-миллиметровыми фейдерами, тогда как в профессиональной технике используются 100-миллиметровые и даже более длинноходные фейдеры. Во многих профессиональных консолях применяются моторизованные фейдеры, оснащенные электроприводом. При проигрывании электронной партитуры (например, MIDI-файла) включается механизм обратной связи и фейдеры самостоятельно перемещаются в соответствии с изменением выбранного в данный момент параметра. Если необходимо изменить регулировки, оператор может перейти в ручной режим управления — для этого достаточно начать перемещение фейдера.
Довольно специфичным органом управления является вращающееся колесо (jog dial). Оно может использоваться как для перемещения текущей позиции в партитуре или редактируемом звуковом файле, так и для быстрого выбора значения какого-либо параметра. В некоторых консолях используется колесо более сложной конструкции, имеющее дополнительный элемент — независимо вращающийся внешний обод (shuttle ring), позволяющий управлять еще одним параметром.
Переключатели могут быть выполнены в виде перемещающегося рычажка либо в виде дискретно вращающейся ручки. При помощи переключателей может осуществляться выбор режима работы консоли, текущего MIDI-канала и т.д.
Практические решения
Теперь самое время перейти от теории к практике и посмотреть, что предлагают нам производители оборудования. Данный обзор не является всеобъемлющим — хотя бы потому, что в него включены только бюджетные изделия, цена на которые не превышает 1300 долл. Однако приведенной информации вполне достаточно, чтобы оценить ситуацию на рынке рассматриваемых устройств и сделать для себя соответствующие выводы.
Полупрофессиональные консоли
Условные границы ценового диапазона полупрофессиональных консолей — от 200 до 400 долл1 . В этом классе представлены компактные и относительно простые устройства с пассивными (не моторизованными) органами управления.
Фирма Encore Electroniсs предлагает две модели консолей начального уровня — Knobby и Slidemate (цена каждой из них составляет 200 долл.). Как нетрудно догадаться по названию, основными органами управления компактного Encore Knobby являются 8 вращающихся регуляторов, которыми пользователь может осуществлять регулировки нужных параметров. Работой устройства управляет RISC-процессор с производительностью 8 млн. операций в секунду. Четыре кнопки позволяют переключать управление между 15 различными параметрами, заданными при программировании устройства. Кроме того, предусмотрена возможность передачи эксклюзивных системных сообщений (SysEx) длиной до 55 байт. Подключение к компьютеру или другому внешнему оборудованию производится через интерфейс MIDI (имеются разъемы MIDI In и MIDI Out). Программирование устройства осуществляется при помощи специального программного обеспечения, а энергонезависимая память позволяет хранить заданные настройки неограниченно долгое время даже при отсутствии питания.
Модель Slidemate функционально аналогична Knobby, но снабжена иными органами управления — 60-миллиметровыми фейдерами.
Недорогая (200 долл.) консоль Phat.Boy, выпускаемая компанией Keyfax, выполнена в небольшом плоском корпусе (228×108×42 мм). На верхней панели расположены 13 вращающихся регуляторов, а также селектор MIDI-каналов. Для управления различными устройствами предусмотрено три режима работы. Подключение к компьютеру или другому внешнему оборудованию производится через интерфейс MIDI (имеются разъемы MIDI In и MIDI Out).
Niche Automation Station — это уже более серьезное устройство за 300 долл. Automation Station оснащена шестнадцатью 60-миллиметровыми фейдерами, под каждым из которых имеются кнопка (mute) и светодиодный индикатор. Справа от группы фейдеров расположены четыре вращающихся регулятора, а слева — несколько кнопок и небольшой ЖК-дисплей. Несмотря на довольно простой внешний вид, набор функциональных возможностей Automation Station весьма широк. В памяти устройства можно сохранить до 32 вариантов настроек, вызываемых стандартной командой MIDI Program Change, а специальная функция позволяет осуществлять управляемый при помощи выбранного фейдера плавный переход между любыми двумя настройками. Кроме того, любой фейдер может быть настроен на управление группой каналов — при этом управляемый параметр будет пропорционально изменяться для каждого из каналов, включенных в группу. Подключение к компьютеру или другому внешнему оборудованию производится через интерфейс MIDI (имеются разъемы MIDI In, MIDI Out и MIDI Thru).
Вот уже несколько лет одной из наиболее популярных недорогих универсальных консолей остается Roland MCR-8. Несмотря на то что эта модель уже снята с производства, она по-прежнему пользуется спросом и эксплуатируется во многих студиях благодаря прекрасному сочетанию цены и функциональных возможностей. Косвенным подтверждением популярности MCR-8 является наличие готовых профилей для его подключения во многих программных продуктах, в частности Sonic Foundry Sound Forge. Основные органы управления — девять 60-миллиметровых фейдеров, над каждым из которых расположены 2 кнопки и вращающийся регулятор. Для того чтобы осуществлять управление 16 каналами, предусмотрено переключение центральной секции органов управления (8 линеек) между первой (с 1 по 8) и второй (с 9 по 16) половинами каналов. Во избежание путаницы кнопки переключения оборудованы подсветкой. Помимо этого имеются 8 кнопок управления проигрыванием, вращающееся колесо быстрого выбора параметров и навигации, а также еще 14 кнопок, функции которых варьируются в зависимости от выбранного режима. При помощи расположенного на задней панели переключателя можно выбрать нужный режим: управление звуковыми модулями Roland (GS Control), MIDI-микшер и управление программным обеспечением. В режиме MIDI-микшера управляемые фейдерами и вращающимися регуляторами параметры можно быстро перенастраивать — для этого используется вращающееся колесо. Подключение к компьютеру или другому внешнему оборудованию производится либо через интерфейс MIDI (имеются разъемы MIDI In, MIDI Out и MIDI Thru), либо через последовательный порт RS-232.
Профессиональные консоли
Теперь перейдем к классу профессиональных устройств. Более высокие цены — от 500 долл. и выше — объясняются более широким набором функциональных возможностей и наличием у многих моделей моторизованных фейдеров. Особое внимание здесь стоит обратить на продукцию американской компании JLCooper Electronics. Выпуск специализированных управляющих устройств для аудио- и видеопроизводства является одним из основных направлений ее деятельности. Предлагаемые JLCooper устройства отличаются разнообразием моделей и гибкостью конфигурирования — объединяя различные функциональные блоки, вы можете оптимизировать консоль под свои задачи и наращивать ее возможности.
Универсальная консоль CS-102 Control Station (800 долл.) предназначена для управления профессиональными программными продуктами редактирования звука. Панель CS-102 можно условно разделить на две части. В правой расположены восемь 100-миллиметровых фейдеров, над каждым из которых имеются кнопка и светодиодный индикатор. Слева расположены кнопки управления воспроизведением (старт, стоп, запись, перемотка вперед, перемотка назад) и вызова часто используемых функций, а также 6 вращающихся регуляторов и колесо быстрого выбора параметров и навигации по редактируемому файлу. Имеется двухразрядный цифровой индикатор. Выпускается две модификации CS-102 — с интерфейсом MIDI и с последовательным портом RS-232. Для наращивания CS-102 можно приобрести дополнительные модули CS-10X (450 долл.), оснащенные восемью 100-миллиметровыми фейдерами, над каждым из которых имеются кнопка и светодиодный индикатор. Конструкция CS-102 позволяет подключать до 7 модулей CS-10X и таким образом увеличивать количество фейдеров до 64.
Консоли серии FaderMaster позволяют управлять как программным обеспечением, так и внешними устройствами — синтезаторами, звуковыми модулями, системами цифровой записи звука и т.д.
Универсальная консоль FaderMaster Professional оснащена восемью 100-миллиметровыми фейдерами, над каждым из которых расположены кнопка и светодиодный индикатор. Функции кнопок и фейдеров могут быть заданы пользователем; устройство позволяет хранить в своей памяти до 20 пользовательских и 50 заводских конфигураций управляемых параметров. Для удобства выбора конфигураций предусмотрены соответствующие кнопки и трехразрядный цифровой индикатор. Подключение к компьютеру и внешнему оборудованию осуществляется через MIDI-интерфейс. Цена FaderMaster Pro — 550 долл.
Устройства FaderMaster 4/60 и FaderMaster 4/100 оснащены 4 моторизованными фейдерами (60-миллиметровыми у модели FaderMaster 4/60 и 100-миллиметровыми — у FaderMaster 4/100). Над каждым фейдером имеются кнопка и светодиодный индикатор; функции кнопок и фейдеров могут быть заданы пользователем. Модель FaderMaster 4/60 кроме того оснащена 5 дополнительными кнопками управления воспроизведением. Цена FaderMaster 4/60 составляет 500 долл., а FaderMaster 4/100 — 900 долл. Эти устройства выпускаются в четырех модификациях с интерфейсами MIDI, USB, RS-232 и RS-422.
Различные модели устройств серии FaderMaster могут быть объединены в единый блок.
Управляющий модуль MCS3 (Media Control Station3) оснащен колесом с независимо вращающимся ободом, которое служит для выбора параметров и навигации по редактируемому файлу. Кроме того, предусмотрены 5 кнопок управления проигрыванием (старт, стоп, запись, перемотка вперед, перемотка назад), 13 кнопок вызова часто используемых функций и миниатюрный четырехпозиционный джойстик. Цена MCS3 — 600 долл. Устройство выпускается в пяти модификациях с интерфейсами MIDI, USB, RS-232, RS-422 и ADB.
Более простой и компактной версией описанного выше устройства является модуль MCS2 (Media Control Station2) стоимостью 300 долл. Он оснащен вращающимся колесом, которое может управлять двумя различными функциями (в отличие от MCS3 они переключаются специальной кнопкой). Кроме того, на панели устройства расположены 5 кнопок управления проигрыванием (старт, стоп, запись, перемотка вперед, перемотка назад) и 2 кнопки-модификатора, служащие для доступа к дополнительным функциям. MCS2 выпускается в четырех модификациях с интерфейсами MIDI, RS-232, RS-422 и ADB.
Следует отметить, что мы рассмотрели только бюджетные модели JLCooper. В ассортименте этой фирмы представлены и более сложные устройства стоимостью свыше 2000 долл., однако они выходят за рамки нашего обзора.
Пользователям Cubase наверняка придется по вкусу универсальная консоль Houston (1300 долл.), выпускаемая разработчиком этой программы — компанией Steinberg. Вполне логично, что Houston оптимизирована для работы c пакетом Cubase VST и позволяет осуществлять управление сведением в этой программе без помощи клавиатуры и мыши. Основными органами управления являются 9 моторизованных 100-миллиметровых фейдеров. Кроме того, имеются кнопки управления проигрыванием, большое колесо для быстрого выбора параметров и цифровая клавиатура. Для отображения информации о текущих настройках предусмотрен большой ЖК-дисплей с подсветкой. Подключение к компьютеру может осуществляться как при помощи интерфейса MIDI, так и по USB.
КомпьютерПресс 9'2001