Обзор рынка мультимедиа в России

Александр Прохоров

Рынок обучающих программ в России — оценки компании «1С»

Рынок обучающих программ — оценки компании «Кирилл и Мефодий»

Рынок компьютерных игр — оценки компании «1С»

Анализ представленных данных

 

Мультимедиа-рынок в России весьма перспективен в том смысле, что ему есть куда развиваться. Сегодня практически все организации имеют в своих офисах компьютеры, на которых уже установлены ОС, офисные пакеты, бухгалтерские программы. Естественно, программы развиваются, заменяются более совершенными, но это в основном рынок замещения. Рынок же мультимедийных продуктов в основном растет за счет того, что все большее число семей осваивают домашние компьютеры. И уж конечно, ни в какой другой области софта не потребляется столько разнообразных программ и не происходит такого быстрого морального устаревания продуктов, как в сфере мультимедиа. А следовательно, не иссякают потребности в новых разработках.

Трудно бывает убедить пользователя, что ему нужен более мощный текстовый редактор, если ему и старый добрый Word 97 еще не надоел. Но с играми и даже с «обучалками» все наоборот — все хотят новых разработок. Если же оценивать количество потенциальных пользователей мультимедиа-продуктов в России, то, по сути, это все российские семьи, где растут и учатся дети. Рано или поздно компьютер станет и у нас таким же востребованным устройством, как телевизор и видеомагнитофон. Как скоро это произойдет, зависит от стабильности развития нашей экономики в целом, поскольку мультимедиа-рынок очень чувствителен к кризисным ситуациям. По свидетельству компаний, продающих одновременно и деловой и мультимедийный софт, в таких случаях рынок мультимедиа страдает намного больше, чем рынок делового софта. И это вполне объяснимо, так как во время нехватки финансов в первую очередь покупаются программы для зарабатывания денег, а не для развлечений.

Особенностью рынка мультимедиа является также и то, что прибыль от продажи единицы экономического и делового софта несоизмерима с прибылью от продажи мультимедийного продукта. Чтобы оценить данное соотношение, достаточно взглянуть на рис. 1, где представлена структура продаж делового и мультимедийного (домашнего) софта компании «1С». Если «1С:Мультимедиа» (домашние продукты) в структуре объема продаж в штуках занимает 52%, то в денежном отношении — всего лишь 10%.

Но несмотря на тенденцию к удешевлению мультимедийных игровых и образовательных продуктов, которая в существенной мере была спровоцирована пиратством, рынок этот остается перспективным. Активно работают крупнейшие отечественные издатели, имеющие несколько тысяч партнеров по России и на всей территории бывшего СССР.

Взявшись написать обзор рынка мультимедиа, я в первую очередь полагался на помощь экспертов, работающих в компаниях, которые издают и дистрибутируют этот софт. Представители этих компаний любезно предоставили свои оценки, которые представлены в таблице. Поскольку аналогичный опрос я проводил в 1999 году, в этой таблице приведены также данные, относящиеся к периоду 1997-1999 годов. Помимо цифр, представленных в таблице, о состоянии рынка позволяют судить интервью с руководителями соответствующих подразделений компаний «1С» и «Кирилл и Мефодий».

Рынок обучающих программ в России — оценки компании «1С»

На вопросы КомпьютерПресс отвечает начальник отдела учебных программ «1С» Константин Москаленко.

КомпьютерПресс: Какие компании, на ваш взгляд, являются основными производителями обучающих игр в России?

Константин Москаленко: Устойчивые позиции на рынке учебных программ (если не рассматривать энциклопедические и культурологические издания) занимают программы производства компаний «1С», «Физикон», «Мультимедиа-технологии и дистанционное обучение», «МедиаХауз», «Кирилл и Мефодий», «Новый Диск», «Республиканский мультимедиа-центр». Значительная часть фирм является «компаниями одного продукта» — «ИстраСофт», КУДИЦ, «Эрикос», «Северный очаг» и др. Если же брать образовательный рынок шире (вместе с электронными книгами и с программным обеспечением для проведения занятий или для автоматизации административной деятельности учебных заведений), то к этому списку нужно добавить компании «Интерсофт», ИДДК, «Зеленый остров», «Общество “Знание” России», «Хронобус» и др. Некоторые продукты создаются не фирмами, а отдельными авторами (примерно так же, как пишутся книги), например «Соло на клавиатуре» В. Шахиджаняна.

КП: А какие компании сегодня являются основными дистрибьюторами обучающих программ?

К.М.: Среди дистрибьюторов, целенаправленно развивающих образовательное направление, можно выделить «1С», NMG, «Новый Диск», «МедиаХауз». Динамично развиваются Интернет-магазины «оЗон» и «Болеро», которые уделяют образовательному софту особое внимание.

КП: Как эти продукты распределяются по предметным областям?

К.М.: По предметным областям диски, представленные на рынке, распределяются так: английский язык — 20%, другие иностранные языки — 5%, математика — 15%, физика — 15%, химия — 10%, биология — 10%, русский язык — 10%, история — 10%, география — 5%.

КП: В настоящее время существует два канала предоставления обучающих мультимедийных программ: через Web и посредством продажи мультимедийных дисков. В каком соотношении находятся эти каналы?

К.М.: Это две взаимодополняющие ниши. С одной стороны, актуальный продукт на CD-RОМ должен иметь Web-поддержку, позволяющую во-первых, обновлять продукт, а во-вторых, работать с ним в случае недоступности CD. С другой стороны, Web-сайт, построенный на базе обучающего продукта, будет рекламировать этот продукт, расширяя рынок сбыта.

На текущий момент на рынке наблюдается перевес в пользу продуктов на CD, многие из них переводятся в Web, однако практически нет обучающих комплексов, сразу построенных в Web — без аналогов на CD.

Интересным примером в этом плане является «1С:Репетитор онлайн» (repetitor.1c.ru).

КП: Какова доля «1С» на рынке обучающих игр как разработчика и как дистрибьютора?

К.М.: Доля как разработчика — 15%, как дистрибьютора — 25%.

КП: Какие основные требования предъявляются к обучающим программам в последнее время и какие технологии вы используете в вашей компании при производстве обучающих комплексов?

К.М.: Обучающая программа должна содержать качественное мультимедийное изложение нового материала с использованием таких свойств компьютера, которые делают объяснение более понятным, чем в обычном учебнике, а также обеспечивать интерактивное взаимодействие с обучаемым, адаптацию под его запросы и возможности усвоения информации. Для реализации этих возможностей фирмой «1С» было создано собственное технологическое решение с использованием DHTML, HTML, XML, ActiveX и Macromedia Flash.

КП: Какие наиболее интересные новинки вашей компании вы хотели бы отметить?

К.М.: На сегодня самой интересной, наверное, является наша система «1С:Репетитор онлайн» — в онлайновом режиме в «1С:Репетитор. Тесты по пунктуации» можно пройти ряд диагностических тестов.

Готовятся к выходу «1С:Репетитор. Тесты по орфографии» и «1С:Репетитор. Математика» (часть 1).

В начало В начало

Рынок обучающих программ — оценки компании «Кирилл и Мефодий»

На вопросы КомпьютерПресс отвечает директор компании «Кирилл и Мефодий» Вячеслав Теренин.

КП: Что вы можете сказать об основных производителях обучающих программ в России? И если можно, укажите, в каких предметных областях они специализируются.

Вячеслав Теренин: Производители (конечно, не в порядке их значимости) это — «Кирилл и Мефодий» (линейка продуктов), «Физикон» (физика и математика), «Клио софт» (история), «1С» (система «Репетитор»), «МедиаХаус» (математика и языковые курсы), «Новый диск» (языковые курсы и курсы по информационным технологиям), «Российский мультимедиа-центр» (география), «Мультимедиа-технологии» (курсы по информационным технологиям и языковые курсы).

КП: Кто дистрибутирует этот софт?

В.Т.: Как таковых чистых дистрибьюторов обучающих программ в России нет — есть дистрибьюторы, которые продают в том числе и обучающие программы. Это NMG, «1С», «Бука», Институт новых технологий в образовании, «Новый Диск», «МедиаХаус», «Медиа 2000», ИДДК.

КП: Какова схема продвижения образовательного софта на рынок?

В.Т.: До 2001 года все производители ориентировались на частного пользователя и обучающие курсы предлагались в однопользовательском решении. Часть проекта программы информатизации образования России — информатизация сельских школ, проводимая Правительством Российской Федерации в этом году, также предусматривает оснащение однопользовательскими версиями. Схема описания структуры рынка такова: «разработчик а паблишер (дистрибьютор) а дилер а магазин (лоток) а конечный покупатель».

КП: Что наиболее актуально: распространение обучающих дисков или создание обучающих порталов в Интернете?

В.Т.: Актуально создание единой образовательной системы, не только хорошо себя чувствующей в любой информационной среде (Интернет, CD-ROM, Интернет плюс CD-ROM — гибридный Интернет), но и включающей взаимосвязь, что делает процесс обучения более разнообразным и задействует интерактивный канал «учитель-ученик».

КП: Какова доля компании «Кирилл и Мефодий» как разработчика на рынке обучающих программ?

В.Т.: Если учитывать данные только по обучающим курсам и не брать в расчет энциклопедии, то, по нашим оценкам, доля компании как разработчика составляет около 30-35%.

КП: Какие последние обучающие проекты вашей компании наиболее интересны?

В.Т.: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» — как единое образовательное пространство в мультиинформационных средах. «Медиатека Кирилла и Мефодия» — как доступное и рентабельное решение для получения энциклопедических знаний и факультатива в образовательных учреждениях. Готовится к выпуску и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» — насыщенная медиа-иллюстративным материалом и интерактивными познавательными приложениями. Кроме того, все обновленные версии энциклопедий имеют информационную актуальную поддержку посредством Web-ресурсов.

КП: Какие технологии лежат в основе современных обучающих программ?

В.Т.: В первую очередь это технологии под общим названием Internet ready, позволяющие воспроизводить методологию обучающей программы (теоретическую, методическую, практическую части) посредством стандартного Web-браузера (IE, Netscape). Это позволяет не только снизить расходы на производство, но и публиковать обучающую программу в различных информационных средах: Интернет, CD-ROM, Интернет плюс CD-ROM (гибридный Интернет).

В начало В начало

Рынок компьютерных игр — оценки компании «1С»

На вопросы КомпьютерПресс отвечает руководитель подразделения «1С:Мультимедиа» Юрий Мирошников.

КП: Назовите, пожалуйста, основных российских издателей и дистрибьюторов компьютерных игр?

Юрий Мирошников: Наиболее заметными издателями в России являются «1С», «Бука» и «Руссобит». Дистрибьюторы — те же и еще, пожалуй, «Новый Диск». Следует отдельно отметить «Софтклаб», который занимается дистрибьюцией нелокализованных игр от западных издателей.

КП: Какую долю рынка занимает «1С» в качестве издателя и дистрибьютора?

Ю.М.: Доля «1С» как издателя — около 30%, как дистрибьютора — около 10%.

КП: Какова специфика проектов по локализации и разработке игр и каково их соотношение?

Ю.М.: На одну разработанную игру в среднем приходится 10-20 локализаций. По поводу специфики нужно сказать, что разработка игр, как и любых других больших серьезных программ, — дело наукоемкое, непростое и долгое. Локализация же не требует особых знаний и умений — локализационная студия должна лишь быстро и качественно обеспечивать перевод ресурсных текстов продукта. Особое внимание следует уделить правильному управлению.

КП: Какие технологии с точки зрения представления графики и звука используются разработчиками при создании современных игр?

Ю.М.: Не думаю, что подробный ответ на этот вопрос, с разбором всех технических деталей может заинтересовать большинство читателей.

Скажу только, что используются все новые перспективные технологии. Что касается графики, то игры, которые мы разрабатываем, полностью трехмерны, работают под Direct3D и OpenGL. Звук в наших играх тоже трехмерный, поддерживаются все популярные системы.

КП: Какие игры были для вас наиболее успешными в плане продаж? Какие перспективные проекты на очереди?

Ю.М.: В текущем году наиболее успешной для нас была игра «Дальнобойщики 2» (продано более 100 тыс. копий за два месяца, и текущий уровень продаж остается достаточно высоким), а также локализованная игра от TAKE2 «Крутой Сэм». К осени должны выйти еще несколько давно ожидаемых локализованных игр, а в ноябре появится наш «ИЛ-2» — симулятор знаменитого «летающего танка».

В начало В начало

Анализ представленных данных

А теперь вернемся к таблице, представляющей динамику рынка медиа-продуктов. При анализе таблицы бросается в глаза сравнительно большой разброс данных при малом количестве опрашиваемых. Здесь следует отметить, что увеличение количества респондентов не ведет к большей достоверности данных: опрашивать нужно именно экспертов и желательно — руководителей крупнейших компаний, активно работающих на рынке и имеющих отделы маркетинга, которые изучают этот рынок. Ответы, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что официальных данных о структуре этого рынка не существует, и поэтому проанализировать его достаточно сложно. Однако эти ответы хотя и не имеют высокой степени корреляции, все же позволяют судить о порядке цифр.

Если обратиться к цифрам, характеризующим объем рынка российских продуктов, то можно заметить, что данные «1С» на 2000 год (25 млн. долл.) примерно вдвое больше, чем компании «Новый Диск». Возможно, такая оценка «1С» обусловлена тем, что этой компании принадлежит и более высокая доля продаж на этом рынке, и более мощная сбытовая сеть. Видимо, объем продаж отечественных продуктов в 2000-2001 годах следует оценивать на уровне 20-30 млн. долл. Реализация локализованного софта, видимо, достигнет того же уровня. В целом на российском рынке продается около 1,5 тыс. наименований российских продуктов — цифра очень внушительная. И опять оценка «1С» (1,6 тыс. наименований) выше, чем «Нового Диска» и NMG. Рынок мультимедиа в России растет, о чем можно судить как по цифрам, представленным в таблице, так и по данным «1С:Мультимедиа» (рис. 2).

Из представленных в таблице данных следует, что в 2000 году в России было около 30 компаний-разработчиков и около 10 издателей и дистрибьюторов. Основные издатели — «1С», «Новый Диск», NMG, «Кирилл и Мефодий», «МедиаХауз», «Бука», «Руссобит». Основные дистрибьюторы мультимедиа-софта это — «1С», «Новый Диск», NMG, «Бука», «МедиаХауз», Институт новых технологий в образовании, «Медиа 2000», ИДДК, «Софтклаб».

Следует также отметить тенденцию, которая просматривается в цифрах от компаний «Новый диск» и «1С»: количество компаний российских разработчиков будет уменьшаться. Идет процесс концентрации рынка, то есть более мелкие компании разоряются или становятся подразделениями в более крупных компаниях.

Что касается обучающих продуктов, то явно наблюдается влияние Интернет-технологий — интеграция в представлении информации и через Интернет, и посредством мультимедийных дисков, и в гибридной форме (когда с диска можно обратиться в Интернет). На рынке обучающих программ лидируют диски, предназначенные для изучения английского языка (рис. 3).

О том, какие новинки появились и появятся на рынке мультимедиа в 2001–2002 годах, читайте в статье «Мультимедиа — новинки на рынке» в этом спецвыпуске.

КомпьютерПресс 9'2001


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует