Кластеры и кластеризация
Beowulf, или Вычислительная мощность
Бурное развитие информационных технологий, рост обрабатываемых и передаваемых данных и в то же время повышение требований к надежности, степени готовности, отказоустойчивости и масштабируемости заставляют по-новому взглянуть на уже далеко не молодую технологию кластеризации. Эта технология позволяет создавать довольно гибкие системы, которые будут отвечать всем вышеперечисленным требованиям. Было бы не верно думать, что установка кластера решит абсолютно все проблемы. Но добиться впечатляющих результатов от кластеризации вполне реально. Нужно только четко представлять себе, что это такое, в чем наиболее существенные различия их отдельных разновидностей, а также знать преимущества тех или иных систем — с точки зрения эффективности применения их в вашем деле.
Аналитики из IDC подсчитали, что объем рынка кластеров в 1997 году составлял всего 85 млн. долл., тогда как в прошлом году этот рынок «стоил» уже 367,7 млн. долл. Тенденция роста налицо.
Итак, попробуем расставить все точки над «i». На сегодняшний день не существует какого-либо четкого определения кластера. Более того, нет ни одного стандарта, четко регламентирующего кластер. Однако не стоит отчаиваться, ведь сама суть кластеризации не подразумевает соответствие какому-либо стандарту. Единственное, что определяет, что кластер — это кластер, так это набор требований, предъявляемых к таким системам. Перечислим эти требования (четыре правила):
l надежность;
l доступность функции (готовность);
l масштабируемость;
l вычислительная мощность.
Исходя из этого сформулируем определение кластера. Кластер — это система произвольных устройств (серверы, дисковые накопители, системы хранения и пр.), обеспечивающих отказоустойчивость на уровне 99,999%, а также удовлетворяющая «четырем правилам». Для примера: серверный кластер — это группа серверов (обычно называемых узлами кластера), соединенных и сконфигурированных таким образом, чтобы предоставлять пользователю доступ к кластеру как к единому целостному ресурсу.
Отказоустойчивость
Несомненно, основной характеристикой в кластере является отказоустойчивость. Это подтверждает и опрос пользователей: 95% опрошенных ответили, что в кластерах им необходимы надежность и отказоустойчивость. Однако не следует смешивать эти два понятия. Под отказоустойчивостью понимается доступность тех или иных функций в случае сбоя, другими словами, это резервирование функций и распределение нагрузки. А под надежностью понимается набор средств обеспечения защиты от сбоев. Такие требования к надежности и отказоустойчивости кластерных систем обусловлены спецификой их использования. Приведем небольшой пример. Кластер обслуживает систему электронных платежей, поэтому если клиент в какой-то момент останется без обслуживания для компании-оператора, это ему будет дорого стоить. Другими словами, система должна работать в непрерывном режиме 24 часа в сутки и семь дней в неделю (7Ѕ24). При этом отказоустойчивости в 99% явно не достаточно, так как это означает, что почти четыре дня в году информационная система предприятия или оператора будет неработоспособной. Это может показаться не таким уж и большим сроком, учитывая профилактические работы и техническое обслуживание системы. Но сегодняшнему клиенту абсолютно безразличны причины, по которым система не работает. Ему нужны услуги. Итак, приемлемой цифрой для отказоустойчивости становится 99,999%, что эквивалентно 5 минутам в год. Таких показателей позволяет достичь сама архитектура кластера. Приведем пример серверного кластера: каждый сервер в кластере остается относительно независимым, то есть его можно остановить и выключить (например, для проведения профилактических работ или установки дополнительного оборудования), не нарушая работоспособность кластера в целом. Тесное взаимодействие серверов, образующих кластер (узлов кластера), гарантирует максимальную производительность и минимальное время простоя приложений за счет того, что:
l в случае сбоя программного обеспечения на одном узле приложение продолжает функционировать (либо автоматически перезапускается) на других узлах кластера;
l сбой или отказ узла (или узлов) кластера по любой причине (включая ошибки персонала) не означает выхода из строя кластера в целом;
l профилактические и ремонтные работы, реконфигурацию и смену версий программного обеспечения в большинстве случаев можно осуществлять на узлах кластера поочередно, не прерывая работу приложений на других узлах кластера.
Возможные простои, которые не в состоянии предотвратить обычные системы, в кластере оборачиваются либо некоторым снижением производительности (если узлы выключаются из работы), либо существенным сокращением (приложения недоступны только на короткий промежуток времени, необходимый для переключения на другой узел), что позволяет обеспечить уровень готовности в 99,99%.
Масштабируемость
Высокая стоимость кластерных систем обусловлена их сложностью. Поэтому масштабируемость кластера довольно актуальна. Ведь компьютеры, производительность которых удовлетворяет сегодняшние требования, не обязательно будет удовлетворять их и в будущем. Практически при любом ресурсе в системе рано или поздно приходится сталкиваться с проблемой производительности. В этом случае возможно два варианта масштабирования: горизонтальное и вертикальное. Большинство компьютерных систем допускают несколько способов повышения их производительности: добавление памяти, увеличение числа процессоров в многопроцессорных системах или добавление новых адаптеров или дисков. Такое масштабирование называется вертикальным и позволяет временно улучшить производительность системы. Однако в системе будет установлено максимальное поддерживаемое количество памяти, процессоров или дисков, системные ресурсы будут исчерпаны. И пользователь столкнется с той же проблемой улучшения характеристик компьютерной системы, что и ранее.
Горизонтальное масштабирование предоставляет возможность добавлять в систему дополнительные компьютеры и распределять работу между ними. Таким образом, производительность новой системы в целом выходит за пределы предыдущей. Естественным ограничением такой системы будет программное обеспечение, которые вы решите на ней запускать. Самым простым примером использования такой системы является распределение различных приложений между разными компонентами системы. Например, вы можете переместить ваши офисные приложения на один кластерный узел приложения для Web на другой, корпоративные базы данных — на третий. Однако здесь возникает вопрос взаимодействия этих приложений между собой. И в этом случае масштабируемость обычно ограничивается данными, используемыми в приложениях. Различным приложениям, требующим доступ к одним и тем же данным, необходим способ, обеспечивающий доступ к данным с различных узлов такой системы. Решением в этом случае становятся технологии, которые, собственно, и делают кластер кластером, а не системой соединенных вместе машин. При этом, естественно, остается возможность вертикального масштабирования кластерной системы. Таким образом, за счет вертикального и горизонтального масштабирования кластерная модель обеспечивает серьезную защиту инвестиций потребителей.
В качестве варианта горизонтального масштабирования стоит также отметить использование группы компьютеров, соединенных через коммутатор, распределяющий нагрузку (технология Load Balancing). Об этом довольно популярном варианте мы подробно расскажем в следующей статье. Здесь мы лишь отметим невысокую стоимость такого решения, в основном слагаемую из цены коммутатора (6 тыс. долл. и выше — в зависимости от функционального оснащения) и хост-адаптер (порядка нескольких сот долларов за каждый; хотя, конечно, можно использовать и обыкновенные сетевые карты). Такие решения находят основное применение на Web-узлах с высоким трафиком, где один сервер не справляется с обработкой всех поступающих запросов. Возможность распределения нагрузки между серверными узлами такой системы позволяет создавать на многих серверах единый Web-узел.
Beowulf, или Вычислительная мощность
Часто решения, похожие на вышеописанные, носят названия Beowulf-кластера. Такие системы прежде всего рассчитаны на максимальную вычислительную мощность. Поэтому дополнительные системы повышения надежности и отказоустойчивости просто не предусматриваются. Такое решение отличается чрезвычайно привлекательной ценой, и, наверное, поэтому наибольшую популярность приобрело во многих образовательных и научно-исследовательских организациях. Проект Beowulf появился в 1994 году — возникла идея создавать параллельные вычислительные системы (кластеры) из общедоступных компьютеров на базе Intel и недорогих Ethernet-сетей, устанавливая на эти компьютеры Linux и одну из бесплатно распространяемых коммуникационных библиотек (PVM, а затем MPI). Оказалось, что на многих классах задач и при достаточном числе узлов такие системы дают производительность, сравнимую с суперкомпьютерной. Как показывает практика, построить такую систему довольно просто. Все, что для этого нужно, это высокопроизводительный коммутатор и несколько подсоединенных к нему рабочих станций (серверов) с установленной операционной системой Linux. Однако этого недостаточно. Для того чтобы эта груда железа ожила, необходимо специальное программное обеспечение для параллельных вычислений.
Наиболее распространенным интерфейсом параллельного программирования в модели передачи сообщений является MPI (Message Passing Interface). Название «Интерфейс передачи сообщений» говорит само за себя. Это хорошо стандартизованный механизм для построения параллельных программ в модели обмена сообщениями. Существуют бесплатные (!) и коммерческие реализации почти для всех суперкомпьютерных платформ, а также для сетей рабочих станций UNIX и Windows NT. В настоящее время MPI — наиболее широко используемый и динамично развивающийся интерфейс своего класса. Рекомендуемая бесплатная реализация MPI — пакет MPICH, разработанный в Аргоннской Национальной Лаборатории. Стандартизацией MPI занимается MPI Forum. Последняя версия стандарта — 2.0. В этой версии к MPI добавлены такие важные функции, как динамическое управление процессами, односторонние коммуникации (Put/Get), параллельный ввод-вывод.
Постоянный спрос на высокие вычислительные мощности обусловил появление привлекательного для многих производителей рынка. Некоторые из них разработали собственные технологии соединения компьютеров в кластер. Наиболее известные из них — Myrinet производства MyriCom и cLAN фирмы Giganet. Myrinet является открытым стандартом. Для его реализации MyriCom предлагает широкий выбор сетевого оборудования по сравнительно невысоким ценам. На физическом уровне поддерживаются сетевые среды SAN (System Area Network), LAN (CL-2) и оптоволокно. Технология Myrinet дает высокие возможности масштабирования сети и в настоящее время очень широко используется при построении высокопроизводительных кластеров. Giganet занимается разработкой программных и аппаратных средств для непосредственного взаимодействия центральных процессорных устройств серверов кластера на гигабитных скоростях, минуя функции ОС. Стоимость решения составляет: около 2500 долл. — за 8-портовый коммутатор, 150 долл. — за адаптер для Myrinet, около 6250 долл. — за 8-портовый коммутатор и 800 долл. — за адаптер для Giganet. Последняя, кстати, получила на выставке Microsoft Tech Ed 2000 премию «Best of Show». В качестве примера приведем реализацию Beowulf-кластера в Институте высокопроизводительных вычислений и баз данных Министерства науки и технической политики РФ. Кластер, получивший название «ПАРИТЕТ», создан на базе общедоступных комплектующих для персональных компьютеров и рабочих станций и обеспечивает суммарную пиковую производительность 3,2 GFLOP/sec. Кластер состоит из четырех двухпроцессорных вычислительных узлов, на базе процессоров Intel Pentium II/450MHz. На каждом узле установлена оперативная память объемом 512 Мбайт и 10-гигабайтный жесткий диск на интерфейсе Ultra Wide SCSI. Вычислительные узлы кластера объединены высокопроизводительным коммутатором Myrinet (каналы с пропускной способностью 1,28 Гбайт/с, полный дуплекс). Имеется также резервная сеть, используемая для управления и конфигурирования (100 Mbit Fast Ethernet). На узлах вычислительного кластера установлена операционная система Linux (дистрибутив Red Hat 5,2). Для программирования параллельных приложений используются интерфейсы передачи сообщений MPI/PVM.
Мини-кластер от Dell и Compaq
Помимо коммутаторного решения для построения кластера существует еще целый ряд решений — как аппаратных, так и программных. Некоторые решения являются комплексными и поставляются «As is» — «все в одной коробке». Последний вариант — назовем его «кластер в коробке» — также является довольно популярным решением, поскольку рассчитан на массовый рынок и является кластером начального уровня (по производительности и параметрам масштабирования). Однако построение таких систем, взаимосвязь внутренних компонентов, надежность и отказоустойчивость полностью соответствуют «большим» системам. Для того чтобы разобраться, как устроен кластер, рассмотрим две похожие системы производства — Compaq и Dell. Кластеры от этих известных игроков компьютерного рынка построены из двух серверов DELL — PowerEdge 6100 либо PowerEdge 4200 и, в свою очередь, Compaq — Proliant 1850R. В качестве программного обеспечения используется Microsoft Cluster Server (Compaq, Dell) или Novell High-Availability Services for NetWare 4.0 / Clustering Services for NetWare 5.0 (Compaq). Программное обеспечение позволяет сконфигурировать два сервера таким образом, что, если в одном из серверов кластера происходит сбой, выполняемая им работа и приложения будут сразу же автоматически перенесены на другой сервер, что позволяет устранить простои. Оба сервера кластера предоставляют свои ресурсы для выполнения производственной работы, поэтому ни один из них не простаивает зря в ожидании, пока другой не выйдет из строя.
Представленная на рисунке конфигурация является типичным кластером с реализацией принципа безотказности, обеспечивающим высокую степень работоспособности и дублирования компонентов на системном уровне. Связь между двумя серверами осуществляется по так называемому пульсирующему соединению (Heartbeat) выделенного участка локальной сети. При возникновении сбоя на основном сервере второй сервер, следящий за поступающими по пульсирующему соединению сообщениями, узнает об отключении основного сервера и перекладывает на себя рабочую нагрузку, выполнявшуюся вышедшей из строя машиной. В число выполняемых функций входит запуск прикладных программ, процессов и обслуживания, требуемых для ответа на запросы клиентов на предоставление доступа к вышедшему из строя серверу. Хотя каждый из серверов кластера должен иметь все ресурсы, требуемые для возложения на себя функций другого сервера, основные выполняемые обязанности могут быть абсолютно разными. Вторичный сервер, входящий в кластер с реализацией принципа безотказности, отвечает требованию предоставления возможности «горячего» резервирования, но помимо этого он может выполнять и свои собственные приложения. Однако, несмотря на массовое дублирование ресурсов, у такого кластера есть «узкое» место (bottle neck) — интерфейс шины SCSI и разделяемой системы внешней памяти, выход которых из строя влечет за собой сбой кластера. Хотя, по утверждениям производителей, вероятность этого ничтожно мала.
Такие мини-кластеры прежде всего рассчитаны на автономную работу без постоянного контроля и администрирования. В качестве примера использования можно привести решение для удаленных офисов больших компаний для обеспечения высокой готовности (7Ѕ24) наиболее ответственных приложений (баз данных, почтовых систем и т.д.). С учетом повышения спроса на мощные и в то же время отказоустойчивые системы начального уровня рынок для этих кластеров выглядит довольно благоприятным. Единственное «но» в том, что не каждый потенциальный потребитель кластерных систем готов выложить за двухсерверную систему около 20 тыс. долл.
Сухой остаток
В качестве резюме следует отметить, что у кластеров наконец-то появился массовый рынок. Такой вывод легко можно сделать исходя из прогнозов аналитиков Standish Group International, которые утверждают, что в следующие два года общемировой рост количества установленных кластерных систем составит 160%. Кроме того, аналитики из IDC подсчитали, что объем рынка кластеров в 1997 году составлял всего 85 млн. долл., а в прошлом году этот рынок «стоил» уже 367,7 млн. долл. Тенденция роста налицо. И действительно, потребность в кластерных решениях сегодня возникает не только в крупных центрах обработки данных, но и в небольших компаниях, которые не хотят жить по принципу «скупой платит дважды» и вкладывают свои деньги в высоконадежные и легкомасштабируемые кластерные системы. Благо, что вариантов реализации кластера более чем достаточно. Однако при выборе какого-либо решения не следует забывать, что все параметры кластера взаимозависимы. Другими словами, нужно четко определить приоритеты на необходимые функциональные возможности кластера, поскольку при увеличении производительности уменьшается степень готовности (доступность). Увеличение производительности и обеспечение требуемого уровня готовности неизбежно ведет к росту стоимости решения. Таким образом, пользователю необходимо сделать самое важное — найти золотую середину возможностей кластера на текущий момент. Это сделать тем труднее, чем больше разнообразных решений предлагается сегодня на рынке кластеров.
При подготовке статьи использованы материалы WWW-серверов: http://www.dell.ru/, http://www.compaq.ru/, http://www.ibm.ru/, http://www.parallel.ru/, http://www.giganet.com/, http://www.myri.com/
КомпьютерПресс 10'2000