DataPlay — компактный цифровой носитель
DataPlay: технические подробности
Устройства на базе DataPlay: первые ласточки
В апреле прошлого года на массовом рынке носителей информации появилась новинка — миниатюрный оптический диск DataPlay. Несмотря на оптимистичные прогнозы его разработчика — компании DataPlay, Inc. — процесс внедрения данного носителя идет очень медленно. В этой статье мы расскажем о формате DataPlay и о перспективах его появления в массовых устройствах.
ачнем с краткой информации о разработчике нового формата. Компания DataPlay, Inc. была основана в ноябре 1998 года специально для разработки и продвижения нового решения в области устройств хранения данных для портативных цифровых устройств. В число инвесторов DataPlay вошли известные производители цифровых устройств средств и носителей информации (Toshiba, Samsung Electronics, Eastman Kodak, Olympus Optical, Imation, Ritek, SONICblue и многие другие), а также один из крупнейших мировых музыкальных издателей — Universal Music Group.
В настоящее время деятельность компании развивается по нескольким направлениям. В первую очередь это поставки приводов DataPlay1 производителям портативных цифровых устройств (аудиоплееров, цифровых фото- и видеокамер, карманных компьютеров и т.п.) и продажа лицензий на производство приводов DataPlay сторонним производителям. Другим важным направлением деятельности является поставка носителей — как чистых (для розничных продаж), так и специальным образом подготовленных для тиражирования различной информации, издаваемой в цифровом формате (музыкальные записи, электронные книги, изображения, видеоролики, фильмы и др.). Кроме того, компания DataPlay занимается продвижением и лицензированием технологии защиты данных ContentKey (подробнее о ней будет рассказано ниже).
Теперь поговорим о самих носителях DataPlay и посмотрим, чем они отличаются от других решений, представленных в настоящее время на массовом рынке.
DataPlay: технические подробности
Первое, что бросается в глаза, — это миниатюрность носителей DataPlay: диаметр диска составляет всего 32 мм (против 80 и 120 мм для стандартных компакт-дисков и DVD). Если абстрагироваться от различий в размерах, то по принципиальному устройству носители DataPlay весьма схожи с дисками DVD-R. Сам диск состоит из поликарбонатной основы с нанесенными тонкими слоями вещества с изменением фазы (в котором, собственно, и производится запись) и специального защитного лака.
Ширина дорожки на диске DataPlay составляет 0,74 мкм, а удельная плотность записи — 4,5 Мбит/мм2. Как и DVD-R, диски DataPlay бывают односторонними и двусторонними. Для защиты от внешних воздействий диски DataPlay упакованы в защитные пластиковые картриджи размером 33,5×39,5×3 мм, оснащенные сдвигающейся металлической шторкой2 .
Запись и считывание данных осуществляется полупроводниковым лазером с длиной волны 650 нм. Скорость чтения и записи — порядка 1 Мбайт/с (чуть больше скорости 6х в «эквиваленте» приводов CD-ROM).
Несмотря на удивительно малые габариты, емкость двусторонних дисков DataPlay составляет 500 Мбайт (по 250 Мбайт на каждую сторону). Выпускаются и односторонние модификации DataPlay емкостью 250 Мбайт. Для большей наглядности в табл. 1 приведены физические характеристики носителей DataPlay, а также взятых для сравнения CD-R, DVD-R и MiniDisc.
Что касается возможных схем использования носителей DataPlay, то стандартом предусматривается три варианта их исполнения:
- чистые WORM-диски3 с возможностью многосессионной записи;
- специальным образом подготовленные (premastered) диски для тиражирования различных типов данных – аудио- и видеозаписей, программного обеспечения и пр. — в заводских условиях;
- комбинированные диски, позволяющие самостоятельно дописывать дополнительные сессии к тиражированному в заводских условиях материалу.
Стоит отметить, что все DataPlay-совместимые устройства позволяют не только считывать, но и записывать данные. Это обеспечивает их универсальность — например любой цифровой аудиоплеер или фотокамеру на базе DataPlay можно использовать и в качестве внешнего компьютерного накопителя.
Близок локоток, да не укусишь
Ни для кого не секрет, что в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для издателей разнообразных материалов в цифровом формате является эффективная защита интеллектуальной собственности. Практически все форматы сменных цифровых носителей, появившиеся за последние три года, оснащены той или иной системой защиты от несанкционированного копирования и доступа к данным. В качестве примера можно привести изначально оснащенные подобной системой карты флэш-памяти форматов Secure Digital, а также специальные модификации более «старых» носителей — MagicGate Memory Stick и Secure MultiMedia Card.
Создатели DataPlay предлагают технологию собственной разработки — ContentKey, которая не только выполняет защитные функции, но и является мощным инструментом электронной коммерции. ContentKey позволяет активировать имеющиеся на носителе, но скрытые от пользователя записи. Например, приобретя музыкальный альбом какого-либо исполнителя, вы можете через Интернет доплатить определенную сумму и получить код для активации содержащихся на купленном диске дополнительных материалов: видеороликов, фотографий или записей с предыдущих альбомов. Причем предусмотрена возможность размещения на одном носителе нескольких подразделов, каждый из которых может быть защищен собственным кодом. Защищенные технологией ContentKey материалы можно без проблем скопировать с одного носителя на другой, но воспользоваться копией также станет возможно только после ее активации.
Таким образом, благодаря применению ContentKey издатели смогут расширить ассортимент предлагаемой продукции без увеличения количества выпускаемых носителей. Это, в свою очередь, позволит им снизить себестоимость производства и получить дополнительную прибыль без увеличения тиражей, а также предложить покупателям материалы, которые ранее невыгодно было выпускать отдельными тиражами. Пользователи также останутся в выигрыше благодаря сэкономленным средствам (не надо платить за дополнительные носители) и времени (процедуру активации можно выполнить непосредственно на DataPlay-совместимом устройстве в течение нескольких секунд).
Эта музыка будет вечной?
По замыслу создателей носители DataPlay ориентированы главным образом на рынок портативных цифровых устройств и являются компромиссным решением между весьма доступными, но слишком большими для портативных устройств CD-дисками и чрезвычайно компактными, но чересчур дорогими сменными картами флэш-памяти.
Для того чтобы хотя бы приблизительно оценить потенциал DataPlay, необходимо рассмотреть достоинства и недостатки DataPlay в сравнении с другими носителями, используемыми в современных портативных цифровых устройствах. Как видно из представленных в табл. 2 данных, наиболее близкими по емкости и физическим размерам к DataPlay носителями являются 512-мегабайтные карты CompactFlash. При почти равной емкости DataPlay имеет немного меньшие, чем конструктив CompactFlash Type I, размеры и обладает более чем в 20 раз меньшей удельной стоимостью хранимых данных. Однако многим пользователям и цена в 10 долл. за один чистый диск DataPlay может показаться несколько завышенной. Кроме того, следует учитывать, что, как и любой оптический дисковод, привод DataPlay содержит движущиеся механические части и, следовательно, менее надежен, чем карты флэш-памяти. Но главным недостатком DataPlay все же стоит признать невозможность многократной перезаписи информации. Ведь если применение носителя с однократной записью в таких устройствах, как цифровые аудиоплееры, еще можно признать приемлемым, то их использование в цифровых фотокамерах или карманных компьютерах вряд ли будет удачным решением.
К другим существенным недостаткам DataPlay следует отнести довольно высокий (особенно в сравнении с картами флэш-памяти) уровень энергопотребления приводов и низкую, по современным меркам, скорость обмена данными. Стоит ли говорить, сколь негативно могут отразиться эти факторы на популярности DataPlay. Кстати, косвенным подтверждением приведенных выше соображений является весьма незначительный интерес к DataPlay со стороны производителей портативных цифровых устройств. А ведь это, пожалуй, наиболее значительное препятствие, вставшее в настоящее время на пути распространения DataPlay. Как отмечает Вольфганг Шлихтинг (Wolfgang Schlichting), один из экспертов компании IDC в области сменных носителей информации, «DataPlay является весьма удачным решением для рынка портативных устройств, требующих использования миниатюрных носителей высокой емкости. Однако для массового продвижения им необходимо захватить хотя бы один из ключевых сегментов этого рынка, для чего крупнейшие производители портативных цифровых устройств должны внедрить данную технологию в массовые продукты. Добиться этого будет весьма непросто».
Конечно, сказать, что процесс вообще не идет, было бы неправильно: в первой половине текущего года некоторые компании запустили в серийное производство портативные устройства на базе носителей DataPlay (подробнее см. во врезке). Тем не менее интерес к DataPlay пока проявляют лишь небольшие тайваньские производители, которые не делают погоды на массовом рынке. Увы, привлечь к подобному сотрудничеству гигантов электронной индустрии у компании DataPlay пока не получается.
С производством самих носителей дела обстоят лучше, хотя и здесь имеются определенные проблемы. Одной из первых выпуск дисков DataPlay наладила известная тайваньская компания Ritek, за последние два года вложившая в программу их производства порядка 15 млн. долл. По словам Ричарда Лина (Richard Lin), одного из высокопоставленных сотрудников Ritek, определенная проблема заключается в том, что при всей принципиальной схожести DataPlay с записываемыми CD- и DVD-дисками существующие производственные линии по выпуску последних нельзя без серьезной модернизации использовать для выпуска носителей DataPlay; кроме того, необходима установка дополнительных автоматов, «упаковывающих» готовые диски в пластиковые картриджи. При этом объем производства носителей DataPlay пока еще не столь велик, чтобы покрыть соответствующие затраты. Аналогичного мнения придерживается и Уэйн Ньютон (Wayne Newton), менеджер Imation по решениям в области персональных устройств хранения данных: «Затраты на производство носителей DataPlay напрямую зависят от их объемов. Однако мы не видим каких-либо причин, которые могли бы в будущем препятствовать снижению затрат на их производство до уровня дискет или традиционных оптических дисков».
Пожалуй, наиболее успешно развивается сегодня сотрудничество DataPlay с музыкальными издателями. Уже вскоре после официального «выхода в свет» формата DataPlay в апреле 2001 года ассортимент выпущенных на этих носителях музыкальных записей составил порядка 50 наименований. Совсем недавно, в июле нынешнего года, была достигнута договоренность о выпуске ряда записей на носителях DataPlay с компанией RCA Label Group – Nashville, являющейся одним из подразделений крупнейшего музыкального издателя BMG (Bertelsmann Music Group). А в начале августа было объявлено о том, что компания Arista Records выпустит на носителях DataPlay записи таких известных исполнителей, как Сантана (Santana) и Уитни Хьюстон (Whitney Houston). Компании Universal Music, EMI и Zomba Recording также объявили о выпуске записей популярных исполнителей на носителях DataPlay.
Так или иначе, формату DataPlay еще предстоит выдержать серьезные испытания, чтобы завоевать место под солнцем. Ведь, как показывает новейшая история, даже многомиллионные инвестиции далеко не всегда способны должным образом поддержать развитие весьма перспективных на первый взгляд решений4. А времени на «раскрутку» осталось немного: если в течение ближайшего года отношение к DataPlay со стороны производителей портативных устройств не изменится, то, скорее всего, он морально устареет, так и не успев выйти на массовый рынок.
КомпьютерПресс 10'2002