Macromedia Flash 5*
Может ли последняя версия Flash реально предложить нам то, чего мы раньше не видели?
Использование модуля Movie Explorer
Когда Flash 4 надлежащим образом ввел ActionScript и усовершенствовал организационные возможности своей библиотеки, многие обозреватели полезли в словари за эпитетами в превосходной степени сравнения. Знали бы они, что припасла Macromedia для нового Flash’а, то приберегли бы их до следующего раза. С Flash 5 мы получаем не только новое поколение ActionScript, который по синтаксису теперь приблизился к языку JavaScript, но и глобально обновленный интерфейс, а также несколько новых инструментов, способных полностью изменить наши методы работы с Flash.
Flash 4 заслуженно получил звание первого мультимедийного продукта для Web-дизайна, однако Flash 5 делает еще один шаг вперед. Улучшенные и расширенные возможности сценариев и связей, в значительной степени достигнутые благодаря добавленной в программу поддержке XML, делают Flash 5 первым реально действующим инструментом для разработки клиентских приложений для Web.
Синтаксис сценариев
Если вы думали, что реализованные во Flash 4 команда Tell Target и возможность определять строки и переменные — это круто, подумайте еще раз. Flash 5 поднял ActionScripting на новый уровень. Вместе с коренным пересмотром структуры синтаксиса языка, в результате которого он еще больше стал напоминать JavaScript, соответственно увеличилось и число команд. Чтобы продемонстрировать, как радикально он изменился, отметим лишь, что включенная в комплект программы документация описывает не столько близость ActionScript к JavaScript, сколько приводит (в очень небольшом количестве) его отличия от текущего стандарта ECMA.
Наряду с расширением возможностей самого языка сценариев произошла также и существенная перестройка его инструментов. В русле общего усовершенствования интерфейса панель Actions теперь превратилась в плавающую палитру, в которой заголовок меняется в зависимости от того, над каким из сценариев вы в данный момент работаете: для кадра во временной шкале или для объекта. Обратите внимание, что теперь мы называем его «объектом», а не «кнопкой», поскольку действия (actions) можно вставлять прежде всего в видеоклипы (movie clips). Несмотря на то что в сценариях нельзя определять функции, здесь осталось возможность проделывать старый фокус, применявшийся еще во Flash 4: встраивать переменные и строковые функции в клипы, которые можно вызывать из других клипов.
Поначалу новая скриптинг-панель пугает и обескураживает в сравнении с предыдущим диалоговым окном, однако в ней вполне можно работать и по-старому, постепенно осваивая новые приемы. Панель имеет два режима работы: Expert и Normal. В режиме Expert панель делится на две части: справа располагается список команд, иерархически разбитых по категориям (эти команды также можно выбирать из разворачивающегося меню), а слева расположено собственно окно сценария. Главное новшество этой панели состоит в том, что теперь вы можете вводить текст непосредственно в окно сценария. В режиме Normal, когда вы выбираете определенную команду, на экране появляется контекстно-зависимый список параметров — аналогично тому, как это происходило в старом диалоговом окне. Создается впечатление, что в душе у авторов программы происходила нелегкая борьба между желанием существенно повысить функциональность панели, введя в нее «экспертный» инструментарий, и желанием оставить все как есть, по-простому. Тем не менее переход от старого способа действий к новому на деле оказывается не таким уж и трудным, как может показаться на первый взгляд.
Среди всех этих нововведений в функционировании сценариев главным можно считать возникновение относительно простенькой возможности — импорта и экспорта сценариев. Теперешний ActionScripting действительно может быть очень сложным, особенно когда дело касается таких рискованных предприятий, как математическое моделирование и построение логических очередей. А импорт/экспорт позволяет сохранять и повторно использовать сценарии других проектов. При взгляде на остальные новые возможности Flash возникает мысль, что стремление сделать все и вся пригодным для многократного использования стало своего рода мантрой для команды разработчиков Flash 5, поскольку эта тема красной нитью проходит через весь апгрейд.
Распределенные символы
Усовершенствования, внесенные в библиотеку Symbol, подчеркивают статус Flash 5 как инструмента более ориентированного на коллективное творчество. Разработчики Flash-приложений в своих проектах смогут теперь использовать распределенные библиотек символов (Shared Symbol libraries). Компания Macromedia преподносит их как средство коллективной работы над проектами, когда вся команда может пользоваться одними и теми же материалами. Вместо того чтобы использовать лишь свою внутреннюю библиотеку символов, вы можете теперь обращаться и к внешней библиотеке, расположенной как на локальной машине, так и в сети, и даже в Интернете. Любые изменения, внесенные в содержимое такой распределенной библиотеки, автоматически распространяются на весь проект.
Распределенные библиотеки можно сравнить с внешними образцами (external casts), используемыми в программе Director. Символ является внешним элементом по отношению к файлу видеоклипа и помечается как элемент, импортируемый в процессе его загрузки. Благодаря этому не только сокращается объем клипа, но и упрощается его повсеместное обновление. Краткое обследование элементов стандартной библиотеки показало также, что у любого символа можно выставить флажок Linkage, который позволяет для любого элемента библиотеки (неважно — распределенная она или нет) указывать внешний исходный файл.
Movie Explorer
В той же панели, где расположен новый редактор ActionScript, вы найдете еще одну замечательную новинку Flash 5 — Movie Explorer. Новые организационные возможности данного типа, впервые введенные в библиотеку версии 4, послужили одной из главных причин признания Flash в качестве инструмента, пригодного для разработки больших и даже очень больших проектов. Movie Explorer еще больше расширяет эти возможности, вводя иерархическое представление буквально всех компонентов видеоклипа.
Если вы опытный Flash-автор, вы, возможно, уже используете модульный подход к конструированию своих проектов. В таком случае Movie Explorer вознаградит вас за это, поскольку будет автоматически разбивать элементы клипов на категории, начиная с общего описания сцен и заканчивая встроенными фрагментами ActionScript, и организовывать их в иерархическую структуру. Более того, вы сможете осуществлять поиск объектов в иерархии или накладывать на них не зависящие от иерархии фильтры, упрощая таким образом поиск нужных элементов. Flash-объекты всегда имели вложенную структуру, однако только Movie Explorer позволил увидеть ее воочию. Никогда еще перемещения по клипу с целью отредактировать тот или иной его раздел в какой-то определенной сцене не были такими простыми и удобными. И это настоящий прорыв не только в способе навигации по структурным элементам проектов, но и вообще новое слово в концептуальном осмыслении того, каким образом может строиться процесс Flash-дизайна.
Изменения в интерфейсе
И вновь возникший Movie Explorer, и усовершенствования, внесенные в панель редактирования ActionScript, — все это приметы общей, глобальной перестройки Flash-интерфейса. Если же говорить о чисто косметических переменах, то одну из них вы заметите сразу. Это стиль оформления панелей и палитр инструментов. Их внешний вид приведен в соответствие с оформлением большинства других, недавно обновленных продуктов из коллекции Macromedia. На смену жестким граням пришли скругленные углы и великолепная двухцветная колористическая гамма. От старомодных «инспекторов», используемых во Flash 4, отказались в пользу современных панелей — наборов палитр, построенных по образцу исходных инспекторов, а диалоговые окна убраны из программы совсем.
Во Flash 5 не только ActionScripts получил свою собственную панель. В панелях также можно, не покидая главного рабочего окна, устанавливать параметры сцен, кадров и вхождений элементов. Цветовые переходы (Colour transitions) теперь разбиты на две новые, более интуитивные палитры — Colour mixer и Effects. Параметры Fill и Stroke также теперь располагаются каждый в своей собственной панели. Все текстовые параметры, ранее разбросанные по всему пакету, собраны в одну панель с тремя закладками. Текстовые блоки теперь переименованы в «динамический текст» и «входной текст», (dynamic text и input text), хотя с ними, как и прежде, можно связывать переменные.
Если уж мы заговорили о текстах, самое время упомянуть, что Flash 5 совершил еще одну тихую революцию — в нем появилась возможность форматировать HTML-тексты, дополненные гиперссылками. Это знаменательный шаг, поскольку программа, которая начиналась как пакет для создания анимаций, встраиваемых в HTML, превратилась в инструмент, в который теперь, в свою очередь, можно встраивать HTML. Если прибавить к этому способность Flash при помощи переменных импортировать внешние тексты, то получится, что Flash 5-сайты обновлять так же легко, как и стандартные HTML-сайты.
Инструменты Безье
С момента выхода в свет последней версии программы LiveMotion фирмы Adobe — главного конкурента Flash — она подвергалась массированной критике, хотя и обозреватели, и пользователи соглашались, что набор инструментов для рисования у LiveMotion покруче, чем у Flash 4. Тем не менее у Flash, как у векторной программы, имеются и свои сторонники. Они считают, что Flash приятно незатейлив и интуитивен в применении и вполне подходит для создания четких, ярких, красочных изображений, не требующих особой тонкости или каких-то особо продвинутых инструментов. LiveMotion сочетает в себе более традиционные инструменты векторного рисования и интеграцию с Adobe Illustrator, благодаря которым эта программа превращается в превосходное средство для работы с графикой. Однако сегодня такое положение дел быстро меняется… Flash 5 предлагает инструменты, способные ликвидировать разрыв на этом фронте. Это и новый инструмент Pen («перо»), и возможность редактировать кривые Безье. В угоду ярым сторонникам «чистого» Flash в программе сохранена возможность по-прежнему редактировать векторы старым способом, поэтому переход от чисто Flash’евских методов редактирования к более традиционным произойдет совершенно незаметно.
Полная интеграция
Интеграция с Macromedia FreeHand придает всем этим усовершенствованиям в векторных возможностях программы еще большую значимость. Диалоговое окно импорта обеспечивает трансляцию многостраничных документов FreeHand во Flash-сцены или ключевые кадры, а слоев — во Flash-слои. Символы из библиотеки FreeHand автоматически добавляются в библиотеку Flash, а прозрачные области конвертируются в альфа-эффекты Flash. Сюда также можно напрямую импортировать файлы в формате Fireworks PNG, поэтому переключаться из одного приложения в другое стало гораздо легче.
Большую часть изменений, внесенных во Flash 5, можно интерпретировать в исключительно позитивном свете, особенно если вы опытный пользователь Flash. Изменений в программе очень много, однако за исключением самых радикальных — таких как глобальный пересмотр правил синтаксиса языка ActionScript — они мало повлияли на способ работы пользователя: с Flash 5 можно работать практически так же, как и с предыдущими версиями. По мере того как вы будете набираться опыта, новые функции будут казаться все менее устрашающими и все более полезными, и в конце концов вы удивитесь, как это можно было жить без них раньше.
Новичкам, возможно, придется не так легко. Хотя нам казалось, что Flash 4 был достаточно интуитивным в использовании, мы получили немалое количество сообщений, из которых поняли, что не все думают так же, как и мы. Некоторые находили систему сценариев слишком запутанной, другие не могли до конца осознать концепцию клипов как независимых анимаций и ошибались в промежуточных действиях. Освоить Flash 5 будет непросто, несмотря на все старания компании Macromedia, включившей в программу новые обучающие системы и такое средство как Macromedia Dashboard — приборную доску, с помощью которой можно подключаться к постоянно обновляемым Web-сайтам, где публикуются подборки полезных советов и подсказок по данной теме.
Пятая версия Flash еще раз подтвердила то, что многие уже давно знают: Web-дизайнерское сообщество — точнее, его костяк — хочет иметь инструмент, который помог бы преодолеть давние ограничения Web’а, а именно: низкую пропускную способность, ограниченные возможности верстки и слабую интерактивность. Flash 5 сочетает в себе прекрасную подборку инструментов дизайна и блестящие функции интерактивного программирования. Пакет открыт к расширению, и обновлять клипы через Web или подключать к ним внешние источники данных теперь так просто, как это только возможно.
Будем надеяться, что данная версия Flash окончательно развеет миф о том, что это всего лишь пакет для анимации. Дети, остерегайтесь! Эта версия Flash — для взрослых.
КомпьютерПресс 1'2001