Цифровые фотокамеры — это фотоаппараты или компьютеры
Цифровые характеристики
Пока цифровые камеры изображали из себя фотоаппараты — все было легко и привычно. Теперь же мы вступаем в сферу неизведанного и наши рассуждения легко могут обрести зыбкость и бездоказательность, а предпочтения и прогнозы — рассыпаться в самое ближайшее время. Заглядывая в будущее, мы не видим причин, почему цифровые камеры по своей форме и функциям должны и дальше имитировать своих аналоговых родственников, поэтому сделаем упор на компьютерные технологии съемки.
Разница между цифровыми и аналоговыми аппаратами начинается там, где запечатлеваются и хранятся изображения, — то есть сразу за объективом. В цифровых камерах вместо пленки используется массив светочувствительных элементов: либо ССD (Charge-Coupled Devices — приборов с зарядовой связью, или ПЗС), либо CMOS (Complementary Metal Oxide Semiconductors — комплементарных металло-оксидных полупроводников, или КМОП). Каждый элемент этого массива преобразует свет в электрический сигнал. Чем больше элементов, или пикселов (от англ. picture element, pixel) образует изображение (то есть чем выше его разрешение), тем лучше качество полученного снимка. В потребительских моделях поверх светочувствительной матрицы накладывается матрица RGB-фильтров, с помощью которой за один проход фиксируется сразу три цвета.
Еще совсем недавно массовые цифровые камеры имели очень низкое разрешение, однако сегодня даже самые элементарные компактные «мыльницы» начинают работу как минимум от 640x480 пикселов, что подходит для любых экранных приложений, Web-страниц или мультимедийных дисков. 1-2-мегапиксельные камеры предназначены для более сложных применений и вывода полученных снимков на печать.
Давайте выполним некоторые расчеты. Вся современная полиграфия работает на разрешениях от 150 lpi. Соответственно, снимки, подготовленные для печати, должны иметь разрешение от 150 до 300 dpi, что требует разрешения ПЗС-матрицы от 2,11 до 3,8 мегапикселов для создания изображения, пригодного для печати на листе А4 без каких-либо видимых отличий от обычной фотографии. Подавляющему большинству людей уже не нужна фотография большего формата, чем А4. То есть разрешение цифровых камер наконец достигло своего разумного предела, и в дальнейшем, по всей вероятности, следует ждать только потребительских улучшений и более глубокой работы с цветом. Если, конечно, не произойдет каких-либо радикальных изменений в самой области применения цифровых аппаратов, что укажет производителям новые пути для их развития.
Хотя хорошая 35-миллиметровая пленка по разным оценкам имеет разрешение, эквивалентное 10-15 миллионам пикселов, так что ПЗС-матрицам еще есть куда двигаться и развиваться, однако разница становится трудно различимой, а для некоторых применений она уже и совсем исчезла.
Устройства хранения (память)
В настоящее время в цифровых камерах используются главным образом сменные носители информации. Обычно это SmartMedia или CompactFlash-карты. Естественно, не обходится и без отступлений: так, камеры Sony Mavica записывают фотографии на обычный флоппи-диск, а более поздние изделия этой фирмы — на специальные «палочки памяти», MemoryStick. До сих пор продолжают выпускаться и камеры со своей внутренней памятью (не имеющие сменного носителя). Но это уже, скорее, исключения из общего правила, поэтому мы отказались от тестирования в целом неплохой 1,3-мегапиксельной модели Casio QV-5000SX как не удовлетворяющей необходимому условию приобщения к миру цифровых аппаратов (у нее была только внутренняя память).
Итак, наиболее распространенными являются сегодня следующие носители:
1. SmartMedia (SSFDC)
Карточки тоньше и легче других, но по емкости они с трудом дотянули до 64 Мбайт (а в камерах используется и того меньше — как правило, до 16 Мбайт). К тому же этот стандарт так и не устоялся и чреват потенциальной несовместимостью карт от различных производителей. При этом цена на SmartMedia-карты чуть выше, чем на CompactFlash-карты, а переходники для PCMCIA, в силу их электрической несовместимости, значительно дороже.
2. CompactFlash (CF)
Стандарт набирает все большую популярность в цифровой среде, и даже такие приверженцы SmartMedia, как фирмы Agfa или Olympus, постепенно склоняются к CompactFlash (Olympus 2500 может даже использовать и CompactFlash и SmartMedia). Однако CompactFlash-карты бывают двух типоразмеров — CF1 и CF2 (или Type I и Type II, которые полностью совместимы вниз, то есть в слоте Type II можно использовать карты любого типа). CF2 толще, и под него фирма IBM выпускает миниатюрные жесткие диски емкостью 170 и 340 Мбайт (IBM Microdrive — настоящий хит прошлого года!);
Таким образом, более предпочтительным представляется, безусловно, использование CompactFlash-стандарта второго типа (CF2 или Type II) и соответствующих аксессуаров для работы с ним на ноутбуках и десктопах. Сегодня практически во всех ноутбуках имеются слоты PCMCIA, и при помощи специальных адаптеров в них можно вставлять и CompactFlash-, и SmartMedia-карты. А оригинальный адаптер FlashPath от Fujifilm и Olympus позволяет считывать карты SmartMedia даже в трехдюймовом дисководе для гибких дискет.
Печать
Цифровая фотография развивается настолько быстро, что никакие попытки стандартизации за ней пока не поспевают. Только совсем недавно производителям удалось договориться о применении двух первых стандартов:
- DCF (Design rule for Camera File system, или правила построения файловой системы камеры), который обеспечивает совместимость по чтению изображений на сменных носителях между различными цифровыми камерами и принтерами;
- DPOF (Digital Print Order Format, или инструкции по цифровой печати), который позволяет заранее задавать порядок печати (что, как и в каких количествах печатать) и записывать инструкции для принтера прямо на сменный носитель (флэш-карту). DPOF обеспечивает возможность для DPOF-совместимого принтера или другого устройства цифровой печати самим читать изображения из карточки памяти и автоматически их печатать без необходимости вмешательства компьютера или какого-либо другого устройства управления (утверждают, что фирмой Kodak уже подготовлены аппараты для печати с флэш-карт прямо на фотобумагу в своих фирменных сервис-бюро).
Некоторые цифровые камеры позволяют сразу выводить снимки на печать на «свои» принтеры (у одной из камер в нашем обзоре — Olympus С-1400L — даже есть для этого специализированный разъем).
Фирмы Epson и Hewlett-Packard, напротив, даже делая прекрасные струйные принтеры для печати фотографий и пропагандируя и собственные интегральные решения фотоаппарат+принтер, не забывают упирать на универсальность своих подходов. А в моделях НР PhotoSmart есть даже считыватели для флэш-карт, подготовленных в соответствии с DCF/DPROF-стандартами. После всеобщего принятия вышеописанных стандартов принтеры уже не будут нуждаться в соединении с цифровым аппаратом — необходимо будет лишь вставить флэш-карту в соответствующий считыватель.
Внешние интерфейсы
Видеовыход давно стал неотъемлемой частью цифровой фототехники, тем более что его реализация здесь практически ничего не стоит. В принципе, не так уж важен и телевизионный стандарт (PAL или NTSC) — современные телевизионные приемники мультисистемны. А наличие такого выхода может сэкономить вам массу бумаги и позволит использовать цифровой фотоаппарат для быстрого просмотра интересных снимков в кругу друзей и родственников или несложной презентации.
Более того, некоторые приверженцы цифровой фотографии предпочитают хранить свои снимки только в цифровой форме, полностью отвергая довольно дорогую пока печать на обычных струйных, а тем более на специальных фотопринтерах. Причем к проблеме повышения разрешающей способности цифровых фотоаппаратов такие пользователи относятся философски — им это не очень нужно, так как разрешающая способность телевизоров и компьютерных мониторов не превышает таковой даже на самых дешевых моделях цифровых «мыльниц».
Однако настоящее преимущество цифровых аппаратов выявляется только тогда, когда изображения переносятся на компьютер.
Компьютерный интерфейс можно разделить на две части: аппаратную и программную. В отношении аппаратной части можно высказаться однозначно: современные цифровые аппараты должны оснащаться USB-интерфейсом, а последовательный порт RS-232 безнадежно устарел: он имеет крайне низкую скорость передачи данных (совершенно неприемлемую для двух- и более мегапиксельных камер) и, к тому же, такое соединение часто сопровождается огромным количеством ошибок при передаче. USB-порт давно стал стандартом на современных компьютерах, позволяет «на лету» подключать разнообразные устройства и обеспечивает высокоскоростную двухстороннюю связь между устройствами, подключенными к USB-шине.
На более сложных и дорогих камерах можно было бы применять и FireWire-интерфейс (IEEE-1394), который пока не так широко распространен, но приобретает все большую популярность в области цифрового видео. SCSI-интерфейс, реализованный, впрочем, только на очень дорогих моделях, обеспечивает очень высокую скорость передачи данных, однако, прежде чем подключить камеру, пользователю обычно необходимо перегрузить компьютер.
Неплохим дополнительным вариантом представляется инфракрасный порт (IrDA), который позволит вам передавать данные без проводов, а для некоторых моделей — еще и с камеры на камеру, а также непосредственное подключение еще и по локальной сети (Ethernet).
Что касается программной части, то цифровым камерам, помимо различных утилит от производителя (по большей части рекламного, нежели действительно необходимого для работы характера), безусловно, необходим полноценный TWAIN-интерфейс, который позволяет не только «перекачивать» фотографии из камеры в компьютер, но и управляет всеми настройками фотоаппарата и даже может организовать процесс студийной съемки. Такой TWAIN-драйвер вызывается из любого графического редактора, который выберет пользователь для ретуши и последующей обработки изображений. TWAIN-интерфейсы есть у многих современных цифровых аппаратов, но среди рассмотренных в нашем в обзоре только модели Agfa и Kodak могут фотографировать при управлении с компьютера.
Наличие разветвленного компьютерного контроля позволит вам значительно расширить области применения цифровой фототехники и использовать аппарат в качестве Web-камеры, мультстанка, презентационного устройства и т.д.
Кроме того, неплохо бы иметь у цифрового аппарата возможность перезаписи фирменного программного обеспечения (как Flash-BIOS у компьютерных устройств), чтобы обновлять его на более свежую или исправленную версию, (это уже реализовано, например, в некоторых камерах фирмы Kodak или Nikon).
Среди дополнительных возможностей в области приготовления информации для компьютеров интересное решение предлагают фотоаппараты фирмы Casio, которые имеют прекрасные встроенные HTML-генераторы и позволяют подготовить на своей флэш-карте хорошо организованный Web-сайт.
Источники питания
По поводу этого атрибута камеры однозначного мнения, естественно, не существует. Например, фотоаппараты и видеокамеры фирмы Sony оснащаются унифицированными аккумуляторами InfoLITHIUM с практически «бездонной», по фотографическим меркам, емкостью; кроме того, они снабжены полезным индикатором оставшегося времени съемки.
Цифровые камеры Fuji также имеют аккумуляторы собственного изобретения (впрочем, несравнимые по емкости и энергосбережению с изделиями от Sony), а Canon предпочитает оснащать свои цифровые фотоаппараты стандартными аккумуляторами для фототехники, причем также довольно дорогими.
Но подавляющее большинство производителей все же остановилось на стандартных «пальчиковых» батарейках. И это правильно! «Пальчиковые» элементы питания (316 в старых российских обозначениях) можно купить в любом ларьке, и вы никогда не попадете в неприятную ситуацию, оказавшись в каком-нибудь экзотическом месте с неработающим фотоаппаратом. Они, в отличие от аккумуляторов, довольно сносно работают на холоде и очень дешевы. А для любителей аккумуляторов с тем же форм-фактором выпускаются различные изделия емкостью до 2 А/ч.
Методика тестирования
Тестирование и оценку камер мы проводили в два этапа:
- оценка предоставляемых возможностей;
- оценка качества получаемых снимков.
Возможности
Если вы хотите приобрести идеальную цифровую фотокамеру, то она должна иметь:
- Хорошую ПЗС-матрицу (чем больше элементов изображения на ПЗС-матрице, тем выше разрешение получаемого изображения).
- Zoom-объектив. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием — это, конечно же, неплохо, но объектив с трансфокатором позволяет проще скомпоновать кадр. Желательно также иметь возможности макросъемки. Наличие автофокуса означает, что вы сможете производить съемку оперативнее. Неплохо бы также иметь на нем резьбу для крепления различных фильтров, бленд и дополнительной оптики.
- Встроенная вспышка — это практически стандарт для современных фотоаппаратов. Обычно вспышка автоматически срабатывает тогда, когда это необходимо по условиям съемки, однако желательно иметь возможность ее насильственно отключать (например, для съемок в церкви и тому подобных местах) или, наоборот, включать (например, для компенсации глубоких теней в яркий солнечный день). Неплохо бы также иметь гнездо синхронизатора с внешней вспышкой.
- Сменная память (желательно CompactFlash Type II с поддержкой IBM Microdrive). Сменные карточки памяти дают вам возможность сохранять неограниченные объемы информации, а также облегчают процесс переноса изображений на PC.
- Панель состояния. Она показывает, какие параметры установлены в камере, сколько кадров осталось, какой запас энергии имеется в батарейках и так далее. Если такой панели на камере нет, для этой цели используется жидкокристаллический дисплей, но тогда быстрее садятся батарейки.
- Интерфейс для переноса изображений на компьютер (оптимально — USB);
- Оптический видоискатель. Стандартный видоискатель может быть и не таким точным, как ЖК-экран, но зато он не использует питание от батарейки. Кроме того, им проще пользоваться на солнце, когда на ЖК-панели будет трудно или даже невозможно смотреть.
- ЖК-монитор — это практически стандарт для цифровых камер. Используется обычно и для компоновки кадров во время съемки, и для их последующего воспроизведения. Прекрасно помогает при построении композиции и вообще служит для того, чтобы вы точно знали, что попало к вам в кадр. Однако берет большое количество энергии от батареек.
- Возможность сохранять в некомпрессированном формате снимки, предназначенные для последующей компьютерной обработки.
- И, наконец, возможность управления с компьютера (в том числе и съемка без контакта с аппаратом).
Увидеть и самостоятельно сравнить подробные характеристики всех протестированных аппаратов вы можете на нашем CD, прилагаемом к журналу.
Качество снимков
Выводы о качестве снимков вы можете сделать и самостоятельно, проведя общее или попарное сравнение снимков, помещенных на нашем CD. Мы постарались выбрать наиболее типичные и одновременно довольно тяжелые условия для съемки.
В качестве тестовых съемок использовались:
- радиальная мира для оценки разрешающей способности;
- цветовая таблица ITB.7/2-1993 (фирмы Agfa) для оценки цветовой глубины. Следует заметить, что таблица была достаточно маленькой, поэтому для ее съемки использовался макрорежим, который не всегда удачно работал;
- пейзажная съемка в плохих условиях (быстро меняющаяся облачность, плохая видимость);
- съемка специально подготовленного натюрморта с большим количеством желтых предметов, чтобы «ввести в заблуждение» систему измерения экспозиции, — в результате весь кадр уходил в желтое, хотя льняное полотенце на заднике серое (обратите внимание на качество автоматической и ручных установок: небольшой уход в синее для ручной установки правомерен, так как использованные нами для освещения галогенные лампы немного отличаются по температуре от искусственного света, выбранного в установках некоторых камер);
- и, наконец, портретная съемка в сумерках (практически в полной темноте!) со вспышкой (включен режим подавления «красных глаз»).
При съемках мы старались избегать дополнительных настроек и коррекций (за исключением настройки баланса белого).
Выбор редакции
В результате пристрастного сравнения победителями нашего обзора стали аппараты Casio QV-2000UX/IR и Canon PowerShot A50.
Casio QV-2000UX/IR, безусловно, достоин приза за использование всех новейших достижений в области цифровой фотографии — это лучший пример для подражания многим другим производителям подобной аппаратуры, а Canon PowerShot A50, несмотря на более низкое, чем у некоторых других цифровых аппаратов в нашем обзоре, разрешение, показал наивысшее качество изображения. Специальным призом мы решили отметить Kodak DC265 Zoom как самый «компьютерный» фотоаппарат, который имеет свою собственную операционную систему Digita, может легко программироваться пользователем и имеет наилучшее управление от компьютера.
А уже после тестирования и написания этой статьи мы убедились, что не ошиблись в выборе, — пришло сообщение с выставки Consumer Electronics Show 2000, проходившей в Лас-Вегасе, что Canon и Casio первыми взяли и 3-мегапиксельный барьер, объявив о выпуске цифровых фотоаппаратов с матрицей, состоящей из 3,3 миллиона элементов. Оба фотоаппарата, которые вот-вот появятся на прилавках и будут стоить менее 1000 долл., позволяют получать изображения с фантастическим разрешением 2048x1536 пикселов. Таким образом, грань между пленочными и цифровыми фотоаппаратами практически стирается даже при условии «бумажной» печати. Интересно то, что ни Canon ни Casio до нашего обзора не отмечались в прессе как победители в каком-либо сравнении (обычно лидировали аппараты Olympus или Nikon), но теперь, видимо, ситуация изменится.
Новый Canon PowerShot S20 продолжает линейку компактных цифровых фотокамер фирмы. PowerShot S20 функционально идентичен фотоаппарату PowerShot S10 (2,2-мегапиксела). Он имеет очень компактный и простой дизайн, сама компания Canon называет PowerShot S20 «самой маленькой и легкой 3,3-мегапиксельной фотокамерой на рынке». Двукратный оптический перепад фокусного расстояния, USB-интерфейс, 16 Mбайт CompactFlash Type II, Li-Ion-аккумулятор. Новый Casio QV-3000EX чуть побольше размером, также использует USB-интерфейс для передачи информации, имеет уже трехкратный оптический перепад фокусного расстояния, комплектуется 8-мегабайтной CompactFlash-картой второго типа и, кроме того, может использовать мини-винчестер IBM Microdrive, как и модель QV-2000UX/IR из нашего обзора.