Цифровые фотокамеры — это фотоаппараты или компьютеры
Цифровые фотокамеры — это фотоаппараты или компьютеры
Дизайн и качество изготовления
Переменное фокусное расстояние (трансфокатор, или Zoom)
Если она ходит как утка...
Если она ходит как утка, крякает как утка и выглядит как утка — то это точно утка
Все обзоры по цифровым камерам, как правило, начинаются с риторического вопроса: «Заменят ли цифровые технологии в области фотографии традиционную химическую обработку пленки? И если да, то когда это произойдет?» Далее обычно идет экскурс в историю, но при этом авторы напрочь забывают о том, что цифровая технология еще только входит в младенческий возраст. В то время как за спиной традиционной фотографии — более ста лет развития, ее цифровой «сестре» всего несколько лет от роду. Хотя фирма Sony представила свою первую модель Mavica еще в 1980 году, первая потребительская модель — Fotoman фирмы Logitech — появилась лишь в 1992 году, причем особенно широкого распространения она не получила: это была скорее игрушка, нежели сколько-нибудь серьезный инструмент. Заканчиваются типичные обзоры цифровых камер обычно пространными рассуждениями о том, какого размера фотографию после съемки цифровым аппаратом можно было напечатать на принтере вчера, а какую — сегодня (при этом само собой разумеющимся считается то, что фотографии необходимо обязательно печатать).
И на какие только ухищрения при этом не идут, чтобы как-то «оправдать» само существование «цифры»! Называют флэш-память — пленкой, адаптеры для ее считывания — проявочным бачком, а процесс компьютерной обработки — самой проявкой. Хорошо еще, что технически грамотные по своей природе фотографы (все-таки им необходимо обладать некоторыми знаниями физики и химии) не пускаются в бесплодные рассуждения о «бесовской» природе компьютерного искусства.
Не напоминает ли вам все это период гонения на кибернетику — «продажную девку капитализма», когда необходимая для проектирования «ядерных ракет» вычислительная техника имела не память, а «хранилище», не процессор, а «вычислитель», а все программы начинались с сакраментальных слов «иди на…»?
И не кажется ли вам, что мы пытаемся насильно привязать, «засунуть» новую технологию в старый, привычный предметный мир и должно пройти еще немало времени, чтобы наш мир тоже изменился, и эта технология смогла естественным образом туда «вписаться»?
Аналогии с компьютером в этом смысле полные! Ведь сегодня никому не придет в голову называть его электронной печатной машинкой только за то, что он заменил собой «Ундервуды» на столах секретарш и клерков. Да, на нем удобнее печатать, и его применение позволяет приобрести целый ряд недоступных ранее свойств: возможность хранения и редактирования текста, упорядочение делопроизводства и многое другое, недоступное старому «Ундервуду» или «Ремингтону». Однако легко заметить, что кое-где старинное устройство печати сохраняется до сих пор, а компьютеры (даже пресловутые «однокнопочные» Макинтоши) используются не только для печати!
Так давайте же посмотрим внимательнее на современные цифровые аппараты, но, по возможности, безотносительно к тому, на что они похожи (в конце концов, один из их собратьев, например, заменил всего лишь шарик в новой мыши фирмы Microsoft!).
Обратим внимание на то, что имеют лидеры:
- достаточно мощный управляющий процессор, чтобы производить, помимо всего прочего, сложный анализ экспозиции и в ничтожные доли секунды принимать решение о режиме съемки;
- быструю шину данных, позволяющую стремительно сокращать время готовности к приему следующего кадра (в этом смысле цифровые фотоаппараты уже догнали, например, видеокамеры и продолжают «сливаться» с ними);
- оперативную память («впаянную», как на старых компьютерах, или более прогрессивную внешнюю на сменных флэш-картах);
- винчестер, если хотите (как, например, IBM Microdrive в стандарте CompactFlash Type II), а некоторые «извращенцы» применяют даже флоппи-диски или SCSI-приводы;
- операционную систему — с разветвленным интерфейсом и графическим меню, как, например, OC Digita, разработанная фирмой FlashPoint для некоторых моделей Eastman Kodak и Minolta, с возможностью автоматической съемки по заранее запрограммированным сценариям (в том числе созданным самим фотографом-пользователем);
- «звуковую карту», микрофон и динамик для записи речевых комментариев в процессе съемки и последующего прослушивания их при воспроизведении;
- внешний интерфейс по быстрым USB-, FireWire- или SCSI-шинам, наряду с уже ставшими банальными и устаревшими последовательными (RS-232) и параллельными портами (для непосредственной печати на принтерах);
- некоторые современные камеры — сетевой интерфейс (Ethernet 10/100);
- всякие кнопки-джойстики, в том числе имеющих такие легко узнаваемые названия, как «SHIFT», «EXE» и «CONTROL» (как у моделей FujiFilm).
Не мудрено, что такие «монстры» потребляют значительно больше энергии, чем «примитивные» палмтопы-«ладошечники», которые тем не менее уже никто не обзывает калькуляторами. А ведь цифровым камерам приходится еще ворочать огромными АЦП (аналого-цифровыми преобразователями), которые служат для «связи» с аналоговым пока еще миром! Как вы наверное уже догадались, эти объективы — единственное, что как-то сближает их с традиционной фотоаппаратурой.
Так доколе же? Чем еще они должны обладать, чтобы перестать считаться «камерой-обскурой»?
Рискнем предположить, что у цифровых фотоаппаратов есть и другое, пока еще неведомое нам предназначение, и нам надо только оторвать эту новую технологию от старой психологии. Недаром цифровые аппараты все чаще появляются именно в компьютерных магазинах.
Обратите внимание, например, на новую совместную разработку знаменитой софтверной компании MetaCreations и заслуженного производителя фотоаппаратуры фирмы Minolta — оптический сканер трехмерных объектов Minolta 3D 1500. Этот аппарат автоматически делает несколько обычных «плоских» кадров (как при съемке панорамы или кругового обзора в камерах Casio или Canon), которые микропроцессор затем трансформирует (рендерит!) в трехмерную текстурированную картинку по технологии MetaFlash, разработанной в MetaCreations. Аппарат построен на основе популярной камеры Minolta Dimage EX и имеет только дополнительную приставку — MetaFlash-осветитель.
Это уже объемная фотография, которая представляет собой технологический прорыв, сравнимый только с приходом звука в кинематографию. Сейчас компании особенно налегают на полезность применения такого устройства дизайнерами Web-сайтов, в частности, при создании электронных магазинов, где возможность рассмотреть товар со всех сторон может быть исключительно нужной (причем такая мысль, разумеется, пользуется всемерной поддержкой фирмы Intel, поскольку идеально укладывается в рамки рекламной компании Pentium III). Но кто знает, не перейдут ли снимки наших с вами родных и любимых в недалеком будущем с потертых фотографий в объемные голографические образы…
Цифровые камеры завоевывают все большую популярность (по всему миру продается уже более миллиона аппаратов в год), причем для них, в отличие от пленочных технологий, грань между одиночным кадром и видеозаписью становится все более зыбкой. Фирма Sony, например, уже давно пишет MPEG-фильмы даже на дискеты своих камер серии Mavica, а недавно она представила аппарат высокого разрешения (1920х1080), поддерживающий новую версию мини-дисков (MD Data 2), которые имеют емкость 650 Mбайт (этого достаточно для записи 20 минут видео в формате MPEG1 или хранения 4500 снимков). К компьютеру новая камера все же подключается (и не иначе, как через сетевой интерфейс Ethernet), а в комплект ее поставки входит программное обеспечение не только для редактирования снимков, но и для нелинейного монтажа. К слову, в презентации этой камеры принял участие не кто иной, как Джордж Лукас, попутно пообещавший, что «Звездные войны» скоро выйдут полностью в цифровом формате.
Итак, сфера применения цифровых камер настолько широка, что сравнивать их с традиционными фотоаппаратами уже практически бессмысленно.
А недавно отпал и последний аргумент «ворчливых стариков» — высокая, в сравнении с традиционной пленочной аппаратурой, цена цифровых камер. Фирма Polaroid выпустила аппарат Photomax Fun Digital 320 по цене 60 долл. (включая ПО для редактирования изображений от Polaroid). Конечно, функциональные возможности нового аппарата пока невелики: разрешение — всего 320х240, объем памяти — 2 Mбайт (что позволяет сохранить примерно 15 изображений), но для многих пользователей, не занимающихся особыми художественными изысками, этого, возможно, будет вполне достаточно. Кроме того, ведь это только первая ласточка. Вы никогда не задумывались, почему цена цифровых фотоаппаратов так неоправданно высока? Сравним, например, какой-нибудь цифровой фотоаппарат фирмы Sony из серии Mavica со схожей по параметрам цифровой видеокамерой формата Digital8 той же фирмы. При практически одинаковом разрешении получаемого изображения и уж во всяком случае вполне сравнимом качестве (видеокамеры дают возможность получать качественные одиночные снимки в специальной фотомоде), видеокамера предоставляет значительно больше функциональных возможностей (один только двадцатикратный оптический трансфокатор чего стоит, а вместе с цифровым — 360-кратный!). На видеокамере стоит более качественный объектив и система измерения экспозиции; кроме того, она снабжена довольно сложным лентопротяжным механизмом и высокоточной цифровой видеоголовкой, а ее цена при этом чуть ли не ниже, чем у соответствующего по качеству снимков цифрового фотоаппарата.
Когда мы покупаем сегодня цифровой аппарат, то оплачиваем в первую очередь не коробку с электроникой, а технологический прогресс: иначе говоря, фирма-изготовитель пытается окупить не те средства, которые вложены в само изделие, а главным образом те, что затрачены на его разработку. Но это, как вы понимаете, — явление временное...
«Баг или фича?»
Современные производители цифровой фотоаппаратуры находятся в постоянном поиске. Сегодня это передний край цифровых технологий, поэтому идеальных изделий в этой области пока не существует: каждая разработка по сравнению со своими конкурентами в чем-то очень хороша, а в чем-то, напротив, — никуда не годится. Причем иногда создается впечатление, что разработкой цифровой фототехники занимаются компьютерные инженеры, которые «страшно далеки» от традиционных пленочных технологий и вообще «настоящих» фотоаппаратов даже не видели.
А между тем многие дизайнерские и функциональные принципы фотографии уже давно отработаны даже в банальных «мыльницах», а средства управления — в электронных органайзерах. Причем сделано это настолько хорошо и удобно (как-никак химическая фотография имеет полуторавековую историю), что повторное «изобретение велосипеда» вряд ли целесообразно. У цифровой фотографии хватит и своих «тараканов».
В то же время то, что в традиционных пленочных технологиях считается верхом совершенства, цифровая аппаратура запросто реализует в самых дешевых своих приборах в силу своей изначально электронной природы. К тому же на выручку всегда может прийти ее «старший брат» — компьютер.
Дизайн и качество изготовления
Дизайн и качество изготовления Конечно, цифровые фотоаппараты, в отличие от пленочных, обладают целым рядом дополнительных функций и возможностей. Но это не повод, чтобы делать традиционные фотографические функции у них менее удобными. Так, например, штативное гнездо (резьба для крепления фотоаппарата) ни в коем случае не должно быть асимметрично центру тяжести — это чревато постоянным перекашиванием кадра при съемке (фирма Sony, например, специально отмечает, что производит для своих камер точную центровку отверстия). Крышку объектива желательно снабжать специальным шнурком (чтобы не потерялась) и креплением на объективе (лучше традиционным, с зажимами под два пальца), чтобы не слетала при транспортировке: все-таки объектив — это наиболее уязвимая часть любого фотоаппарата, и обращаться с ним необходимо с максимальной осторожностью.
Еще одной забавной проблемой цифровой фототехники является нос! Да-да, обыкновенный человеческий нос, который оставляет трудноудаляемые «сальные» следы на жидкокристаллическом дисплее, если традиционный видоискатель расположен по центру камеры.
Кроме того, для пользователей «цифры» необходимо предусмотреть место под левую руку, так как здесь ей совершенно нечего делать. Kodak 265 предлагает, например, удобное место для большого пальца левой руки, а Nikon 800 — специальную «шершавую» зону.
Немаловажной деталью являются и «ушки» под ремешки. Для «мыльниц» достаточно и одного, но если фотоаппарат тяжелый, то неплохо бы иметь и два — для полноценного ремня на шею.
При ближайшем рассмотрении у некоторых аппаратов обнаружились и явные конструктивные «проколы»: например, в камерах Agfa 1680/CL30 переход от режима записи (Rec) к режиму просмотра отснятого материала (Play) реализован через выключение питания. В результате при переключении этих режимов система бесполезно «передергивается» и батарейки расходуются напрасно.
Что касается качества изготовления, то не секрет, что по внешнему виду любого изделия можно сказать о нем если не все, то по крайней мере, половину. Одним из важнейших качественных признаков является, безусловно, сам материал. Никто не требует от бытового или даже полупрофессионального аппарата наличия металлического корпуса, как у Canon PowerShot, однако опыт показывает, что «металлизированная» пластмасса (реально — окрашенная по поверхности) в эксплуатации значительно хуже, чем, например, черная (то есть окрашенная в массе). Движущиеся детали оставляют на «серебрянке» царапины, а со временем красочное покрытие и вовсе протирается и аппарат выглядит весьма неопрятно.
Однако некоторые детали любого фотоаппарата обязательно должны быть металлическими: в первую очередь это, конечно, относится к тому же штативному гнезду или «ушку» для ремешка.
Не помешают и некоторые «специальные возможности», такие, как диоптрийная настройка в оптических видоискателях.