Цифровые фотокамеры — это фотоаппараты или компьютеры
Canon PowerShot A50
Эргономика
PowerShot A50 продолжает линейку цифровых камер фирмы Canon, предназначенных для широкого круга пользователей. Знаменитая компания в этом смысле по-хорошему консервативна, поэтому по внешнему виду A50 совершенно идентична и предыдущим аппаратам типа A5 Zoom, и последующим (S10, S20). Причем новые камеры, по замыслу фирмы, видимо, не заменяют старые, а просто расширяют общую линейку. И новая A50, с одной стороны, похожа на A5 Zoom, а с другой — имеет теперь 1,3-мегапиксельную ПЗС-матрицу и может сохранять изображение с максимальным разрешением 1280х960 пикселов (а S10 уже обладает матрицей в 2,11 мегапикселов).
Единственное видимое различие между A50 и A5 Zoom, кроме надписи на корпусе, — это наличие резиновой дуги под пальцы правой руки. Да и цвет A5 Zoom был значительно темнее.
Во всем остальном A50 — это практически та же камера. Все их средства управления и функции идентичны. Покрытая по ободу ребристым резиновым кольцом ручка переключает камеру в один из следующих режимов:
- полный автомат (зеленый режим);
- ручной (программный) режим (P);
- съемка панорам: горизонтальных, вертикальных и «объемных» — матричных (причем этот режим позволяет крайне удобно накладывать новое изображение на предыдущее);
- режим работы «соединение с компьютером»;
- воспроизведение (PLAY);
- показ «миниатюр» с возможностью выбора, удаления и показа слайд-шоу (MULTI).
Кнопки «+» и «–», расположенные рядом с кнопкой затвора, используются в режиме съемки для переключения фотографических функций типа вспышки, одиночного или множественного режима съемки, автоспуска и экспокоррекции. Те же самые кнопки служат для навигации в меню и для «листания» отснятых изображений в режиме просмотра. Это единственный немного неуклюжий ход в дизайне камеры, так как более удобным и естественным было бы использование для этой цели кнопок трансфокатора, как это сделано в более поздних изделиях фирмы Canon. Действительно, эти кнопки помещаются на той же тыльной стороне камеры, что и кнопки MENU И SET, и кажутся более приспособленными для навигации в меню.
В русле общего дизайна корпуса (подобного чуть увеличенной сигаретной пачке) задняя панель не имеет сколько-нибудь значительных выступов, однако минимальный рельеф для большого пальца правой руки все же предусмотрен и держать ее очень удобно. С правой стороны камеры находится специальная кнопка, открывающая отсек для карточки CompactFlash. Отсек для карточки, в свою очередь, имеет специальную кнопку для ее удаления. В центре имеется утопленная кнопка активации ЖК-панели, а в левой части тыльной стороны, ближе к верхней стенке, на которой находится панель для индикации режимов, расположены три функциональные кнопки: две из них служат для вызова и, соответственно, выбора из меню, а третья специально предназначена для включения макрорежима при съемке или для быстрого перехода от одной группы «миниатюр» к другой в режиме просмотра.
Жидкокристаллическая индикационная панель на верхней стенке камеры указывает все базисные фотографические параметры настройки:
- формат записи;
- оставшееся количество фотографий;
- текущий режим съемки;
- статус вспышки;
- наличие макрорежима;
- подачу звуковых сигналов при работе камеры («вкл.» или «выкл.»).
Характеристики
В A50 используется большая, полудюймовая ПЗС-матрица, с 1 310 000 элементами. Максимальное разрешение фотографий — 1280х960 пикселов в режиме Large, а минимальное — 640х480 (Small). Декларируемая чувствительность — 100 ISO (но даже она, видимо, явно завышена), а возможность выставлять 400 ISO при съемках с минимальным разрешением — скорее экзотика, чем инструмент для работы (она предназначена для использования меньших диафрагм, но работает с ухудшением качества снимков). Однако Canon имеет довольно «светлый» объектив: его апертура — 1:2,6 на коротком конце. Посадочной резьбы под фильтры или оптических насадок объектив не имеет.
Здесь используются «правильные» карточки памяти CompactFlash Type I (A50 продается с карточкой 8 Мбайт, но без проблем работает и с самыми большими по объему картами, однако только с S10 можно уже применять карточки Type II и, соответственно, использовать микровинчестеры IBM Microdrive объемом 170 и 340 Мбайт). А базовой карточки достаточно лишь для того, чтобы сохранить четыре несжатых изображения (CCDRAW) или 23 JPEG максимального размера с минимальной компрессией.
Большая плоская металлическая крышка скользит над объективом, прикрывая его в выключенном положении для защиты объектива. По этой причине, естественно, никакой крышки и резьбы для дополнительной оптики не предполагается.
Объектив с автофокусировкой имеет фокальный диапазон от 28 до 70 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте), то есть 2,5-кратный перепад фокусного расстояния. Скорости срабатывания затвора A50 покрывают диапазон от 1/6 до 1/750 секунды, допуская увеличение до 2 секунд при выборе «ночной» съемки (night scene). Имеется специальная подсветка (light assist) для автофокусировки в условиях низкого освещения. Яркий луч из специальной лампы, расположенной рядом с видоискателем, позволяет камере сфокусироваться даже в полной темноте.
К CompactFlash-карточке ведет маленькая дверка, открывающаяся специальным переключателем. Она с силой «выталкивается» наружу по нажатию предусмотренной для этих целей другой, внутренней кнопки (только будьте осторожны и следите, чтобы карточка не «улетела»).
CompactFlash-карточки сегодня продаются в широком ассортименте — в пределах от 4 до 128 Мбайт, и никаких проблем с их использованием у камер Canon не возникает.
А50 оборудована видеовыходом (в зависимости от того, где была приобретена модель, видеовыход может быть NTSC- или PAL-стандарта). Для связи с компьютером предлагается использовать последовательный порт RS-232-C со стандартным быстродействием до 115 Kбит/с. Удивительно, что такая относительно новая модель, как Canon A50, еще не предлагает USB-подключение.
В продаже имеется два комплекта A50: базовый и расширенный. В каждый из них входят перезаряжающийся Ni-MH-аккумулятор (NB-5H) и зарядное устройство, а расширенный комплект имеет еще и дополнительный литиевый аккумулятор, выполненный в традиционном фотостандарте (photo Lithium 2CR5). Естественно, что в пленочных фотоаппаратах литиевая батарея позволяет отснять несколько десятков пленок, а в цифровых — только несколько десятков кадров, а стоит она довольно дорого.
Качество снимков
Удовольствие от использования камер Canon PowerShot дополняет их превосходный, не искажающий на всем протяжении изменения фокусного расстояния объектив. Причем это было справедливо и для A5 Zoom, и для Pro70, и вот теперь для A50 — их объективы практически не искажают изображения на всем фокальном диапазоне.
Особенно это важно для «короткого» конца (28-миллиметрового эквивалента), который выдает изображения без «бочкообразной» дисторсии, присущей некоторым другим камерам.
Общее тестирование A50 вызвало у нас смешанные чувства. Вообще, мы находим, что камера генерирует превосходные изображения: четкие и яркие. Однако результаты были менее предсказуемы по цвету, особенно при слабом освещении, и требовали последующего исправления в соответствующих программах. Конечно, введением некоторого значения экспокоррекции результаты можно улучшить, но автомат часто ошибается.
Как мы уже упоминали выше, Canon PowerShot A50 — это по существу A5 Zoom с большой ПЗС-матрицей. Однако получаемое в результате большее изображение позволяет добиться и большой проработки деталей, что приводит к наглядному анализу уже не геометрических деталей, а цветовых оттенков.
Макрорежим A50 позволяет камере подходить к предметам достаточно близко (на 17 см), чтобы получить интересные снимки, а с учетом того, что в этом режиме камера дает возможность снимать на всем фокальном диапазоне, — забавные «панорамные» эффекты на «коротком» конце (28-миллиметровом эквиваленте).
Такие превосходные качества объектива и возможность получать изображения в некомпрессированном формате (конечно, не совсем удобно, что A50 сохраняет несжатые изображения в исходном виде — образе ПЗС-матрицы CCDRAW) могли бы сделать эту миниатюрную камеру весьма полезным инструментом в фотографии, особенно при использовании яркого студийного освещения. К тому же удобное размещение отсека для карточек CompactFlash позволяет оперативно менять их без снятия самой камеры со штатива (как этого требуют, например, цифровые фотоаппараты фирмы Nikon). К тому же комплект поставки включает специальный переходник для зарядного устройства, который позволяет использовать его в качестве блока питания от сети.
Единственным серьезным препятствием на пути к полной победе является, по нашему мнению, только отсутствие здесь быстрого USB-интерфейса, что делает перенос некомпрессированных файлов размером 1560 Кбайт крайне затруднительным.
Интерфейс пользователя
Интерфейс Canon очень прост в использовании и полностью удовлетворяет самым взыскательным требованиям. Черный фон с белыми буквами на синих «подложках» очень хорошо выглядит на превосходном, абсолютно безынерционном ярком и контрастном экране. Использование пиктограмм ограничено, и большинство необходимых параметров задается в текстовой форме. В автоматическом режиме съемки меню короткое, а в ручном — расширенное.
Например, в ручном режиме съемки меню позволяет манипулировать пятью параметрами:
- изменять степень качества изображения (вплоть до несжатого);
- компенсировать диафрагму;
- регулировать баланс белого;
- вводить замедленную синхронизацию (получая таким образом при хорошей проработке фона правильную «смазку» быстро передвигающихся объектов);
- выставлять общие параметры камеры (дату/время, яркость подсветки, звуковые сигналы и прочее).
Выбор любого из этих параметров настройки открывает меню дальше по иерархии, которая появляется правее и предлагает остановиться на одном из возможных значений. Причем только режим «P» имеет, например, в списке возможных форматов некомпрессированные CCDRAW-снимки. «Зеленый» (автоматический) режим сохраняет изображения только в формате JPEG.
Когда A50 вводится в режим просмотра, появляется совсем другое меню. Изображения могут быть выбраны из «альбома» и «помечены» для печати или для удаления. Появляются и такие специфические опции, как вращение изображения, необходимое для того, чтобы при показе на телевизионном экране вместе с другими снимками все они были правильно ориентированы.
Программное обеспечение
Очевидно, что такая фирма, как Canon, не могла не включить в поставку стандартный TWAIN-драйвер, который, к сожалению, не позволяет управлять камерой с компьютера, а может только просматривать и забирать готовые фотографии. Видимо, такие «фотомонстры», как Canon и Nikon, сильно недооценивают возможности цифровой фотографии и не видят дополнительных областей ее применения. Тем не менее даже этот «неполноценный» интерфейс является необходимой принадлежностью фотоаппаратов Canon, так как только здесь вы можете посмотреть полную информацию о каждой фотографии (в том числе и по таким параметрам, как выдержка и диафрагма). Информация о текущем фокусном расстоянии, к сожалению, отсутствует.
Функционально это то же самое программное обеспечение, которое используется с другими камерами Canon, только теперь оно способно поддерживать повышенное разрешение аппарата A50. Кроме того, только отсюда можно обращаться к CCDRAW-формату, используя TWAIN-драйвер, поскольку данный формат уникален для цифровых фотоаппаратов Canon.
Говоря о программном обеспечении, необходимо не отметить возможности, предоставляемые этой камерой по изготовлению панорамы, причем не только вертикальной или горизонтальной, но и «объемной», когда вы можете снять пару верхних и пару нижних кадров, и из них получить один общий. Очень хорошо здесь реализован показ на ЖК-экране уже снятых кадров для более точного подбора следующих. В принципе, возможность собирать кадр из отдельных деталей могла бы позволить получать сколь угодно высокое качество снимков, но в данной камере при переходе в этот режим уровень сжатия автоматически увеличивается, поэтому приходится использовать предоставленную возможность только по назначению — для увеличения угла охвата.
Однако существенно расширить возможности панорамирования позволяет поставляемая с камерой программа PhotoStitch. Она позволяет собирать любую панораму из произвольного числа кадров, причем программа специально приспособлена для работы с камерами Canon: при запуске модуля PhotoStitch Camera Direct она сама определяет, какие кадры относятся к какой из панорам, и создает из них общий. Впрочем, никаких особых преимуществ использование этого модуля по сравнению с базовой программой не дает.
Кроме «родных» программ PhotoStitch, Time Tunnel, SlideShowMaker, с камерой поставляется и универсальный графический редактор PhotoImpact фирмы Ulead Systems, который, кроме стандартных функций редактирования, может создавать из картинок графические карты для HTML- или даже GIF-анимации.
Casio QV-2000UX/IR
Эргономика
Этот цифровой фотоаппарат, безусловно, достоин приза за использование всех новейших достижений в области цифровой фотографии. Casio QV-2000UX/IR — это лучший пример для подражания многим другим производителям подобной аппаратуры.
Оборудованный 2,11-мегапиксельной ПЗС-матрицей, объективом с 3-кратным перепадом фокусного расстояния, слотом для карточек памяти CompactFlash Type I/II (который полностью совместим с настоящими хитами прошедшего года — микродисками IBM Microdrive) и превосходным программным обеспечением, Casio QV-2000UX имеет на удивление мало недостатков.
Разработанный как традиционная «мыльница» (Point&Shoot) он не вызовет особых вопросов практически ни у кого. Объектив QV-2000UX защищен жесткой скользящей крышкой, которая работает одновременно как включатель: когда она открыта полностью, выдвигается объектив, выскакивает и «разворачивается» вспышка и через несколько мгновений аппарат готов к работе. При этом резиновая полоска на крышке, которая облегчает ее открывание, начинает служить опорой для пальцев правой руки при съемке (кстати, для большого пальца правой руки предусмотрено весьма удобное углубление на тыльной стороне камеры).
Оптический видоискатель расположен непосредственно выше объектива, чтобы минимизировать ошибку параллакса, свойственную всем видоискателям не-TTL-типа (при которой наводка ведется через сам объектив). Причем, несмотря на довольно скромную для своих возможностей цену, QV-2000UX, кажется, имеет все необходимое, даже диоптрийную настройку на оптическом видоискателе.
Два светодиода, расположенные справа от видоискателя, указывают на готовность вспышки (желтый) и автофокуса (зеленый). Хотя они и расположены в непосредственной близости к окуляру, тем не менее не создают никаких помех, а напротив, хорошо видны периферийным зрением и служат подспорьем для оперативной съемки с использованием только оптического видоискателя.
Четыре функциональные клавиши размещаются по верхней, скошенной части аппарата. Первая справа управляет выбором режимов камеры (на ЖК-экран выведен виртуальный диск, похожий на реальный прототип, применяемый в предыдущих моделях). Остальные кнопки (имеющие иной вид) используются для включения автоспуска (2 или 10 с, причем, естественно, не совмещенного с другими функциями), выбора режима фокусировки (ручной, бесконечность или макросъемка) и изменения режимов вспышки (авто-, принудительное включение, принудительное выключение и режим удаления эффекта «красных глаз»).
Установленная над этими кнопками индикационная панель показывает состояние аппарата: остающееся место (количество оставшихся кадров в текущем разрешении), состояние батарей питания, режим фокусировки, режим вспышки, автофокус и режим непрерывной записи (то есть видеороликов в формате AVI).
Большая кнопка Mode заслуживает отдельного упоминания — она вызывает необычное меню с красивым графическим виртуальным диском, которое очень быстро работает и позволяет пользователю легко выбирать любой из режимов работы камеры при помощи круглой навигационной кнопки выбора из меню. Выполненная по типу подобных реальных дисков, реализованных на предыдущих моделях этой фирмы, программная версия лишена их недостатков и обладает большей надежностью. При выравнивании выбранного режима по красной стрелке его название отображается в верхней части экрана.
Остальные кнопки QV-2000UX также очень удобны и функциональны. Кнопка управления трансфокатором размещается под большим пальцем правой руки, предусмотрена отдельная кнопка для включения/выключения режима просмотра отснятых кадров, а также кнопка для гашения ЖК-экрана при использовании оптического видоискателя. Жидкокристаллический 1,8-дюймовый экран практически безынерционен, а его яркость может быть увеличена.
Слева от экрана расположены кнопки вызова и выбора опций меню, а также большой диск для навигации во всех направлениях.
Таким образом, Casio QV-2000UX, поддерживая традиционный и проверенный временем дизайн, вносит современные веяния. Камера очень проста в освоении и удобна в использовании. Ее многочисленные возможности легко обнаружить в меню или напрямую среди кнопок и настроить необходимым образом.
Нарекание может вызвать лишь кнопка Play ON/OFF, которая включает воспроизведение даже при закрытой крышке. Кнопка очень легко включается и может быть нажата случайно в сумке или при перекладывании камеры. Также можно посетовать на «посеребренное» покрытие лицевой части камеры, которое легко протирается при длительной эксплуатации, а также «хлипкую» защитную крышку и крепление вспышки. Кроме того, определенные проблемы может вызвать одновременное открывание отсека для батареек и отделения для флэш-карты (они мешают друг другу). А в остальном новая модель Casio просто великолепна.
Характеристики
QV-2000UX имеет самый «светлый» объектив в нашем обзоре: его стартовые апертуры — от 1:2,0 до 1:2,8 при фокальном диапазоне от 36 до 108 мм (в эквиваленте 35 мм), то есть с 3-кратным перепадом фокусного расстояния (8 элементов в 6 группах). Посадочной резьбы под фильтры или оптических насадок объектив не имеет. Большая 1/2-дюймовая ПЗС-матрица (2,1 млн. элементов) позволяет снимать с максимальным разрешением 1600х1200 пикселов (или при установке меньшего размера — 800х600 пикселов). Аппарат обеспечивает диапазон выдержек от 1/800 до 1 секунды, что вполне достаточно для большинства применений.
QV-2000UX позволяет выставлять три возможных значения качества изображения (степени компрессии): Fine, Normal и Economy. То есть в этих режимах записываются JPEG-изображения с различной степенью сжатия: от лучшего (приблизительно 4:1 по сравнению с оригиналом) до самого экономичного. К сожалению, сохранение совсем без компрессии не предлагается.
Аппарат имеет несколько программ съемки: полностью автоматический, ручной, с приоритетом выдержки или с приоритетом диафрагмы. Другие комбинации сочетаний выдержки и диафрагмы можно выбрать по умолчанию, воспользовавшись одним из предопределенных типов съемки: портретный, когда минимизируется глубина резкости или, напротив, ландшафтный, преследующий противоположную цель, а также специальный ночной режим, при котором увеличивается время экспозиции и разрешается использование вспышки вначале или в конце экспозиции в зависимости от целей, которых добиваются во время съемки, причем так, чтобы избежать полного «подавления» фона.
Режим панорамы, который в этом фотоаппарате также очень хорошо реализован, позволяет записывать изображения так, чтобы они могли потом объединиться в одно целое в специальном программном пакете. После записи первой фотографии панорамы ее правый край в виде узкой прозрачной полоски остается в левой стороне ЖК-экрана для последующего совмещения. Таким образом, при поиске каждого последующего кадра в левой части экрана продолжает оставаться правый край предыдущей фотографии (причем с некоторой прозрачностью). В результате довольно просто собрать всю панораму целиком с некоторым нахлестом по изображению. Однако при панорамной съемке желательно установить фотоаппарат на штативе, чтобы сохранить устойчивый горизонтальный уровень, и тогда полученный ряд фотографий можно будет успешно соединить программно, получив в результате превосходную картину.
И, наконец, QV-2000UX способна снимать мини-кино, сохраняя его в формате AVI (Motion JPEG-кодирование). Запись ограничена по времени (ее длительность от 10 до 30 секунд) и не имеет звука, так как в этой камере нет микрофона, однако такая возможность может оказаться весьма полезной, например, при съемке спортивных соревнований.
Кроме описанных режимов QV-2000UX предлагает и ручные настройки, более характерные для профессиональных цифровых камер:
- возможность экспокоррекции (±2EV с шагом по 0,3EV);
- регулировку баланса белого: автоматический, дневной свет, тень (облачность), искусственное освещение (tungsten или incandescent), а также устанавливаемый вручную по белому полю;
- установку интенсивности вспышки: сильную, нормальную, слабую.
Автоматическое измерение экспозиции также очень хорошо реализовано. Начиная с многозонального замера экспозиции, который устанавливается по умолчанию, QV-2000UX также предлагает очень эффективный алгоритм центровзвешенного измерения и, наконец, простейший, точечный.
Необходимо отметить и то, что в Casio QV-2000UX могут применяться карточки CompactFlash Type I или II (Type II несколько толще). И хотя в стандартную поставку входит карточка с 8 Мбайт памяти, в 2000UX можно вставить карточку любого объема и даже недавно появившиеся жесткие микродиски фирмы IBM.
Заметим, что при использовании относительно недорогих (по меркам флэш-карт) дисков IBM Microdrive 340 Мбайт, Casio QV-2000UX способен записать приблизительно 400 фотографий с разрешением 1600х1200 и минимальной компрессией. При разрешении 800х600 число фотографий соответственно удваивается. Микродиски — это настоящая находка для цифровой фотографии: их применение в сочетании с возможностью записи AVI-фильмов позволит значительно расширить применение новой технологии.
Средства связи с компьютером у QV-2000UX настолько гибки, насколько это вообще позволяют современные компьютерные технологии: здесь есть и USB, и IrDA, и последовательный порт RS-232. Все они обеспечиваются и соответствующими кабелями, и необходимыми драйверами. Кроме того, камера имеет и видеовыход (переключаемый в меню на PAL- или NTSC-стандарты). Есть в этой камере и стандартный вход для подключения внешнего блока питания (он в комплекте не поставляется, но подойдет любой стандартный 6-вольтовый источник питания).
Все эти гнезда расположены на левой стороне камеры и закрыты специальной пластмассовой крышкой. Окошечко для инфракрасного порта располагается напротив, на правой стенке вверху.
Качество снимков
По сравнению с цифровыми камерами Casio предыдущего поколения, QV-2000UX делает просто стремительный прорыв и по качеству изображения, и по возможностям съемки. Эта 2-мегапиксельная модель близка уже к верхней части пирамиды камер с подобной матрицей. Широчайшие возможности наличия программных режимов и средств измерения экспозиции позволяют отнести ее уже практически к классу профессиональных.
Камера очень проста в освоении и удобна в использовании: в полностью автоматическом режиме — это прекрасная «мыльница» за вполне приемлемую цену, а в ручных режимах она беспрецедентно гибка. Пользуясь приоритетом диафрагмы, можно достаточно эффективно управлять глубиной резкости, а применяя приоритет выдержки, можно акцентировать внимание на фиксации движения или поиске выразительных эффектов.
Система измерения экспозиции очень хороша и при точечном, и при центровзвешенном, и при многозональном методе. Это одна из лучших камер по экспозамеру среди всех тех, которые мы тестировали.
Трехкратный трансфокатор плавно изменяет размеры изображения и хорошо настраивается на резкость. Лишь небольшое искажение («бочкообразную» дисторсию) можно заметить на «коротком» конце (36 мм), а на «длинном» (108 мм), напротив, все прекрасно.
Casio QV-2000UX — это одна из тех цифровых камер, которые уже позволяют готовить весьма приличные фотографии для печати на листе формата A4 (то есть она уже вплотную приближается к качеству 35-миллиметровых пленочных технологий). Ее фотографии прилично передают цвет и достаточно точно — детали.
Однако мы должны выразить сожаление относительно того, что QV-2000UX не позволяет сохранять изображение без компрессии. Так как эта камера безупречно работает с CompactFlash Type I и II, а также с микродисками IBM, то есть объем памяти для нее не критичен, нам не понятно, почему такая опция отсутствует.
Еще одна претензия к этой прекрасной камере — отсутствие синхроконтакта для подключения внешней вспышки. С такими возможностями экспозиции это уже недостаток.
Таким образом, по нашему мнению, фирму Casio следует рассматривать как серьезнейшего игрока на рынке цифровых камер, и если вскоре выйдет подобная модель с еще большей, 3-мегапиксельной матрицей, синхроконтактом для вспышки, резьбой для внешней оптики и возможностью сохранения снимков без компрессии, то многим профессиональным изделиям придется потесниться. А пока за весьма скромную по меркам цифровых камер цену предлагается удобная многофункциональная «мыльница», практически со всеми возможностями профессионального аппарата.
Интерфейс пользователя
В камере QV-2000UX фирма Casio использует три различных типа интерфейсов.
Вы можете, если хотите, пользоваться только оптическим видоискателем и жидкокристаллическим индикатором режимов на верхней панели и использовать камеру в экономичном режиме с полной автоматизацией. Напротив, включив ЖК-экран, вы переходите к работе в режиме с электронной «зеркалкой». В этом режиме при различных программных установках дисплей отображает текущие значения выдержки или диафрагмы, наряду со вспышкой и остающимися кадрами.
Интерфейсы меню (как записи, так и просмотра) могут быть двух видов: простой изобразительный интерфейс с пиктограммами или большое количество «стандартного» текстового меню. В пределах от простых параметров настройки до более продвинутых функций меню хорошо разработано и понятно. А на ярком и контрастном ЖК-дисплее, используемом в этой камере, выглядит оно совершенно замечательно.
Программное обеспечение
HTML-генераторы для пользовательских интерфейсов становятся все более популярными, однако разработка Casio представляется лучшей из всех, что мы пока видели. Уменьшенные образцы («миниатюры») и сложный индекс для всех фотографий создаются и модифицируются во время приема фотографий.
Система создает превосходную базу данных по всем фотографиям, где содержатся параметры настройки для каждого снимка. Созданную таким образом структуру можно просмотреть в любом Web-браузере.
Наряду с этим превосходным инструментарием Casio обеспечивает пользователей и другим программным обеспечением на смешанном CD-диске Windows/Macintosh. Впрочем, две программы работают только под Windows — это утилита PhotoLoader и Panorama Editor — программа для создания панорам.
Дополнительное программное обеспечение включает: USB-драйвер, Internet Explorer, Adobe Acrobat reader (чтобы читать полное руководство камеры, которое приведено только в PDF-формате) и Apple QuickTime 3, который имеет версии для обеих платформ.
К сожалению, у QV-2000UX нет ни TWAIN-драйвера, ни программы, которые управляли бы съемкой непосредственно с компьютера.
Casio QV-7000SX
Эргономика
Casio QV-7000SX — это довольно большая камера. Главная причина — 2,5-дюймовый жидкокристаллический экран, который занимает большую часть тыльной стороны камеры.
Аппарат имеет незащищенный вращающийся объектив без оптического видоискателя и целиком полагается на свой ЖК-экран, чтобы визуально обследовать сцену, просмотреть отснятые фотографии и настроить параметры камеры. Однако вышеупомянутый экран довольно инерционен, и при резком перемещении объекта или камеры картинка сильно «смазывается».
В остальном Casio QV-7000SX предлагает «гремучую» смесь творческих идей и менее практичных конструктивных решений.
Огромный выступ для пальцев правой руки позволяет держать аппарат довольно крепко и удобно, однако вращающийся объектив не оставляет никакого места для левой руки, а то, что штативное гнездо расположено в той части, где находится панель, а не на объективе, всегда сохраняет риск «сбить» настройку при работе со штативом. И вообще, приходится всегда быть осторожным, чтобы избегать прикосновений к той части, где находится объектив, так как именно там расположены датчики экспозиции и фокусировки, а также вспышка.
Вращающийся диск, расположенный справа вверху камеры, используется для выбора одного из десяти различных режимов съемки — стандартного автоматического, представленного зеленым прямоугольником (он является базовым режимом съемки), и других, более специализированных, которые предлагают вам беспрецедентную гибкость настроек: режим с эффектом «сепии» («вирированное» изображение), съемка черно-белых документов, запись заголовков, создание панорам, съемка коротких фильмов (имеется два режима: один, когда записываются кадры после нажатия кнопки, и другой, когда в память записываются кадры, снятые непосредственно перед нажатием), спортивных состязаний, ночная съемка, запись по таймеру (то есть возможность съемки в заданное время), и, наконец, «ручные» настройки параметров съемки. Многие из установок, найденных нами впервые у QV-7000SX, присущи скорее видеокамерам, нежели фотоаппаратам.
Рядом с диском для выбора режимов расположена кнопка меню, которая активизирует на экране базовые параметры камеры, а поблизости от нее — кнопки «+» и «–» для навигации в меню или для настройки экспокоррекции.
Сверху справа, ближе к лицевой панели, находится спусковая двухступенчатая кнопка, окруженная переключателем питания. Половинное нажатие включает автофокусировку и замер экспозиции. Если, не отпуская кнопку, переместить аппарат и только после этого нажать ее до конца, то снимок будет сделан с параметрами, полученными при предварительном нажатии кнопки.
Большая кнопка для управления трансфокатором расположена уже на лицевой панели, под указательным пальцем правой руки.
Расположение выключателя довольно типично даже для традиционных камер. Однако мы находим, что в поисках клавиши трансфокатора его очень просто задеть и тогда аппарат неожиданно выключится, а его включение — это все-таки довольно длительный процесс (~7 c), да и многие настройки могут в этом случае «сброситься». Трансфокатор (переключатель для управления фокусным расстоянием) — вообще везде расположен по-разному, но в данном случае его позиция довольно удобна, хотя и требует некоторого привыкания и осторожности в обращении.
Подобная кнопка, но расположенная с другой стороны, под диском выбора режимов, служит здесь для переключения записи и воспроизведения.
Остальные средства управления QV-7000SX состоят из четырех целевых кнопок под экраном ЖК-дисплея — это переключатель режимов вспышки, выбор автоматического, ручного или макрорежима, автоспуск (2 или 10 секунд) и кнопка вывода дополнительной информации на экран дисплея.
В режиме воспроизведения те же самые кнопки используются для работы с инфракрасной связью: для инициализации посылки или получения данных, а также для смены каталогов хранения.
Все эти функции просты в освоении и легко используются. Единственной проблемой может стать лишь невозможность увеличения яркости подсветки ЖК-дисплея, которая помогла бы лучше рассмотреть экран в ярком солнечном свете. Действительно, в такой ситуации камера без оптического видоискателя и защитных шторок может превратиться в совершенно бесполезный инструмент. Единственный способ хоть что-то увидеть — это установить максимальную экспокоррекцию при наводке, а перед съемкой вернуться в нормальное положение (не возвращаться же в прошлый век с его черными накидками для фотографов).
Характеристики
QV-7000SX имеет маленькую 1/3 дюймовую ПЗС-матрицу с 1 250 000 эффективными элементами (то есть использующимися для формирования изображения), которая обеспечивает максимальную разрешающую способность изображения 1280х960 пикселов. Объектив имеет оптическую схему из восьми элементов в восьми группах с 2-кратным перепадом фокусного расстояния и позволяет менять фокус от 32 до 64 мм (в эквиваленте 35 мм). Стартовые апертуры, соответственно, идут от 1:2,8 (для 32 мм) до 1:3,5 (для 64 мм). Посадочной резьбы под фильтры или оптических насадок объектив не имеет. Автофокус реализован фазовым методом. Ручная фокусировка этого фотоаппарата очень плавная и удобная. Для измерения экспозиции в камере есть две системы: многозональная и система точечного измерения.
Кроме того, QV-7000SX обеспечивает режим экспокоррекции ±2EV с шагом в 1/4 EV и шесть режимов установки баланса белого.
Регулировка баланса белого предлагает выбор из предопределенных параметров настройки для искусственного, люминесцентного, яркого солнечного света и сумеречного освещения (облачности). Кроме того, есть и полностью ручной режим, который позволяет откалибровать баланс в специфической ситуации, выставив его по белой области.
Диафрагма также может выставляться вручную. Режим приоритета диафрагмы, к которому можно обратиться из меню, позволяет менять ее значение, выставляя, правда, только f 2,8; f 5,6 или f 11 и меняя при этом, соответственно, глубину резкости.
В действительности Casio QV-7000SX предлагает много полезных фотографических средств управления, за исключением одного: сохранения несжатого изображения.
QV-7000SX запоминает фотографии на CompactFlash-карте (в комплект входит карточка объемом 8 Мбайт), которая размещается в прикрытом отсеке в не очень удачном месте на дне камеры (таким образом, при съемке со штатива оперативно извлечь ее оттуда невозможно). Поэтому камеру практически невозможно использовать как студийную (к тому же у нее отсутствует возможность управления с компьютера). Все это нарушает одно из основных требований, предъявляемых к студийной съемке, — возможность просмотреть результат, не смещая камеру, чтобы после анализа внести необходимую коррекцию и повторить съемку.
Режим просмотра отснятых кадров, напротив, способен удовлетворить даже самые изысканные потребности. Вы можете просмотреть уже склеенную панораму, увидеть кинофрагмент или воспользоваться режимом увеличенного просмотра любой части кадра.
И еще на одно специфическое свойство камеры QV-7000SX хочется обратить особое внимание — это генератор HTML. Прекрасная система упорядочения снимков, доступная через установочное меню, автоматически создает полную систему представления, пригодную для использования в любом Web-браузере. Используя «миниатюры» для предварительного просмотра с низким разрешением (360х240 пикселов), камера создает полноценные HTML-страницы и размещает там структурированную иерархию фотографий по мере съемки. Это идеальная система для использования камеры совместно с ноутбуком и полезный деловой инструмент. Пользователь может вставить карточку флэш-памяти в недорогой PCMCIA-переходник и прямо на карте, двойным щелчком мыши на индексе, сразу же просмотреть содержимое носителя в любом браузере (для этого не нужно даже ставить никакого программного обеспечения). Щелчок на образце в каталоге — и браузер открывает полное изображение или просмотр крупного плана с увеличением.
QV-7000SX предлагает два способа соединения камеры с компьютером: по беспроводному инфракрасному порту и по последовательному кабелю. Инфракрасная связь может также использоваться и для того, чтобы передать данные с одной камеры на другую. Таким образом можно, например, обменяться фотографиями с другом, не прибегая к компьютеру, или же передать фотографии на ноутбук, оборудованный инфракрасным портом, даже не прикасаясь к нему. Последовательное подключение происходит на стандартной скорости 115 Кбит/с по стандарту RS-232-C.
Чтобы просматривать изображения на телевизионном приемнике, меню камеры разрешает выбор стандарта NTSC или PAL, обеспечивая, таким образом, универсальную совместимость практически по всему миру.
Качество снимков
В QV-7000SX по умолчанию используется многозональный замер экспозиции, который показал себя с лучшей стороны при создании хорошо сбалансированных изображений. Мы отметили, что даже в ситуации с высококонтрастными сценами (например, при чередовании освещенных и затененных областей) снимки были хорошо обработаны камерой.
За счет ряда предварительно «запрограммированных» режимов съемки камера легка в использовании и может значительно упростить жизнь фотографа-любителя. Данные режимы предоставляют реальную помощь и обеспечивают быстрое получение достаточно качественных снимков, что особенно важно в условиях жесткого ограничения во времени.
Снимки, полученные с Casio QV-7000SX, пристойно выглядят даже рядом с более именитыми конкурентами во многом благодаря хорошей системе автоматического измерения экспозиции.
А дополнительные средства типа режима панорамирования, который отображает листающееся панорамное изображение на ЖК-экране, могут быть полезны и целому ряду профессионалов.
Режим панорамы позволяет записывать изображения так, чтобы они могли потом объединиться в одно целое в специальном программном пакете (см. Программное обеспечение). После записи первой фотографии панорамы ее правый край в виде узкой прозрачной полоски остается по левой стороне ЖК-экрана для последующего совмещения. Таким образом, при поиске каждого последующего кадра в левой части экрана продолжает оставаться правый край предыдущей фотографии (причем с некоторой прозрачностью). В результате довольно просто собрать всю панораму целиком, с некоторым захлестом по изображениям. Однако при съемке панорам желательно установить фотоаппарат на штативе, чтобы сохранить устойчивый горизонтальный уровень, и тогда полученный ряд фотографий можно будет успешно соединить программно, получив в результате превосходную картину.
Даже функция записи заголовков (или титров), позволяющая оцифровать напечатанный или рукописный текст, отрегулировать его контрастность и затем поместить его на фотографии, может весьма пригодиться для делового применения.
Недостатком QV-7000SX является довольно высокая степень сжатия при сохранении снимков даже в самом высококачественном режиме. В результате фотографии получаются не очень контрастные, с многочисленными артефактами, присущими формату JPEG.
Тем не менее камера предоставляет настолько широкий набор функций, что в соответствующей области применения может оказаться даже более полезной, чем многие ее именитые собратья, обеспечивающие более высокое качество. Сила Casio QV-7000SX в том, что любой пользователь обязательно найдет в ней что-нибудь особенное и неповторимое.
Интерфейс пользователя
Так как Casio QV-7000SX не имеет никакой другой индикации, ЖК-экран используется и для того, чтобы показать пользователю все текущие параметры настройки камеры. Панель работает довольно сносно, за исключением тех случаев, когда на нее попадает прямой солнечный свет и нет никакой возможности отвернуть дисплей от ярких лучей.
При нажатой кнопке MENU отображение видимой сцены затемняется, и видно только четкое изображение меню. Мы находим, что подобная система вообще-то сильно облегчает работу, однако защитные шторки на экран ей все же не помешают.
Программное обеспечение
QV-7000SX поставляется со специальной программой QV-Link, которая может связываться с камерой при подключении по последовательному порту или инфракрасному соединению. Эта простая, но эффективная программа обеспечивает доступ ко всем фотографиям. Причем в ней можно даже осуществить и кое-какое редактирование: отрегулировать яркость, контрастность, изменить оттенки, насыщенность и резкость контуров. QV-Link позволяет также добавлять текст и графику к полученным снимкам и изменять размер изображения. Кроме того, на сайте компании Casio можно взять стандартный TWAIN-драйвер для работы с камерой из других графических программ (однако, к сожалению, ни QV-Link, ни TWAIN-драйвер не могут управлять фотоаппаратом и снимать прямо с компьютера).
Но настоящая изюминка камеры — это генератор HTML. При наличии у пользователя доступа к PCMCIA-слоту и дополнительного переходника использование свойств HTML — большое подспорье. Камера делает маленькие образцы-«миниатюры» для всех снимков и отображает их наряду со всеми данными о съемке.
Информация, выдаваемая при этом, является всеобъемлющей по всем параметрам и условиям съемки представляет собой хорошее подспорье для новичка и лучший способ для освоения и правильного использования данной камеры.
Кроме того, фирма Casio дополняет набор двумя интересными программами от компании PictureWorks: Spin Panorama и Spin PhotoObject. Первая программа позволяет создавать панорамные изображения по снимкам, записанным камерой в режиме «панорама» (в том числе и движущиеся). Этот пакет позволяет создавать целые кинофильмы, полностью имитируя съемки видеокамерой. Программа Spin PhotoObject, напротив, может «вращать» объект перед зрителем.
Таким образом, камера QV-7000SX укомплектована программным обеспечением и для деловых применений, и для развлечения.