Интернет-игры и развлечения
Интернет-игры без отрыва от реальности
Объем мирового рынка онлайновых игр к 2004 году достигнет 4,9 млрд. долл
Тема Интернет-игр и развлечений чрезвычайно обширна. По оценке президента International Cyber Marketing, занимающегося проведением международных чемпионатов по онлайновым играм, население Сети достигло отметки в 300 млн. человек и 200 млн. из них играют в онлайновые игры. Что же это за игры и чем грозит столь резкий рост числа игроков? Попробуем разобраться.
рактически все игры, в которые люди играют без помощи Интернета, можно найти и в Мировой сети. Действительно, в шахматы можно сыграть и сидя друг против друга, и по переписке, и по телефону, а можно и по Интернету, наблюдая доску на экране компьютера. В этом случае Интернет не привносит ничего качественно нового, оставаясь средством передачи информации и заменяя реальную шахматную доску на виртуальную. Поэтому в первую очередь в данной статье мы расскажем о тех играх, которые стали возможны именно благодаря Сети в ее современном представлении. Сотни тысяч игроков ассоциируют себя с персонажами Интернет-игр и, выходя в Сеть, привносят туда свои личностные характеристики, создавая таким образом виртуальные волшебные страны, которые живут и развиваются по своим законам. Существование подобных миров позволяет сегодня погружаться в так называемые MMORPG1-игры (Massive Multiplayer Online Role Playing Game) — большие многопользовательские онлайновые ролевые игры. В подобные игры одновременно могут играть сотни тысяч людей, занимая сотни серверов и выплачивая громадные суммы за использование игрового времени. Об этих играх мы обязательно расскажем в данной статье. Однако помимо сотен тысяч фанатов, готовых изучать неделями и месяцами устройство игрового мира, в котором и шагу не ступить без должной подготовки, существуют миллионы людей, которые играют время от времени, не придавая данному занятию особого значения. Очевидно, что таких людей большинство, поэтому о том, как найти партнера для игры в шашки или реверси, как покидать тетрамино в тетрисовый стакан, мы также расскажем в этой статье. Есть еще и такая разновидность игроков, которые воспринимают только азартные игры, то есть играют на деньги. Эти люди считают, что игра тем интереснее, чем больше в нее можно выиграть. Увы, в Сети и для этой части категории людей предостаточно сервисов. Почему «увы»? Да потому, что обилие азартных игр в Сети способствует росту зависимости от азартных игр, что приводит к весьма серьезным психическим расстройствам. Об этой стороне дела тоже придется упомянуть в статье.
Итак, на основе данного вступления сама собой сложилась классификация онлайновых игр. Всех игроков (а с ними и игры) мы разбили на три категории: на фанатов, для которых игра — это форма существования и которые готовы платить за это любые деньги, на тех, кто относится к играм как к отдыху и играют время от времени без длительной процедуры обучения и в основном бесплатно, и на играющих только в азартные игры.
Игры как способ существования
режде всего мы расскажем о MMORPG-играх и начнем с их краткой истории. Считается, что прародителем MMORPG-игр являются так называемые MUD-игры (Multi User Dialogue). Некоторые утверждают, что данные игры появились в начале 90-х годов, другие полагают, что первой MUD-игрой стала игра, написанная Roy Thrubshaw и Richard Bartle на компьютере MACRO-10 еще в 1980 году. Аббревиатура этой игры расшифровывалась как Multi User Dungeons, и только позднее появился вариант Multi User Dialogue, который и определяет данный класс игр как многопользовательский диалог по совместному освоению некоего пространства.
Идея такой игры состоит в том, что играющий может перемещаться в некотором игровом мире, общаться с другими персонажами, решать различные задачи и, следовательно, своими действиями модифицировать этот мир. Обычно исследуемый мир представляет собой пространство, наполненное объектами и персонажами, часть из которых управляется компьютером, а часть — игроками. Игроки имеют возможность перемещаться, общаться друг с другом и использовать объекты игрового мира. Построенная по данному принципу игра стала идеальным коллективным развлечением для пользователей Интернета. Миры этих игр оказались населены управляемыми персонажами, с которыми ассоциировались конкретные люди со своими характерами и привычками. Именно таким образом в игру был внесен «человеческий фактор», который нельзя смоделировать ни в одной, даже в самой интересной игре. Наряду с описанными персонажами в подобных играх существуют герои, которыми игрок не может управлять (монстры, продавцы, животные), которые носят общее название NPC — none personal creature2) и которые управляются программой.
Цель MUD-игры состоит в борьбе за выживание, в процессе которой персонаж набирает «жизненную силу». Она может выражаться в обладании определенным набором знаний и предметов: доспехи, оружие, магические вещи, деньги и т.п. Эти предметы могут быть завоеваны у противника, куплены, найдены в укромных местах. Некоторые из них имеют магическое наполнение, в результате чего оказывают воздействие на персонажа, ими пользующегося. Воздействие это может быть как положительным, так и отрицательным. Накопив определенный опыт, игрок переходит на следующий уровень.
Первые MUD-игры были текстовыми; игра велась по Telnet-протоколу. MUD-игры господствовали на рынке Интернет-игр до 1996 года по принципу «больше представляешь, чем видишь» по причине бедности графики. Наиболее известные игры — GemStone I-III, Stellar Warrior, Island of Kesmai, OrbWars.
Качественный шаг в развитии жанра произошел осенью 1996 года с появлением игры Ultima Online (http://www.uo.com/; издатель — Sony Online Entertainment). Разработчиком ее считается Ричард Гэрриот. Эта MUD-игра, снабженная полноценной 2D-графикой, быстро покорила рынок. Более того, Ultima Online стала культовой игрой, и именно она у многих ассоциируется с современным понятием MMORPG.
EverQuest
16 марта 1999 года в издательстве Sony Online Entertainment выходит другая пионерская игра — EverQuest (http://www.everquest.com/ разработчик — 989 Studio). Эта игра быстро переманила к себе игроков из Ultima Online. Игра стремительно приобрела популярность, в том числе и потому, что была нетребовательна к соединению (ей хватало подключения на 14,4 К). Хотя со всеми последними улучшениями она стала более требовательна к компьютеру, в нее все равно можно играть на P200, 32 Мбайт RAM и 4 Мбайт Glide или 8 Мбайт D3D-видеокарте.
EverQuest оказался очень удачным и в прямом смысле слова долгоиграющим проектом. Ознакомиться с игрой можно по адресу http://www.everquest.com/ (рис. 1).
В сущности, EverQuest является графической MUD-игрой, имеющей полностью трехмерный мир (все игры этого жанра, выходившие до нее, были двухмерными). Игра населена огромным количеством различных рас и классов, все существа великолепно нарисованы. К недостаткам можно отнести то, что весь мир разбит на зоны и при переходе от одного к другому игроки вынуждены ждать, пока клиента переключат с сервера на сервер.
Действия игрока в EverQuest сводятся все к той же «прокачке» героя: получению опыта, нахождению артефакта. Как и в реальной жизни, в игре, чтобы хорошо ориентироваться в сложном мире, нужно сначала чему-то научиться, набраться опыта, обзавестись орудиями борьбы и защиты. Игра оказалась настолько популярной, что виртуальный мир стал смыкаться с миром реальным. Игрокам было настолько важно выиграть в этом мифическом мире (возможно, именно там многие надеялись реализовать свои неудовлетворенные амбиции), что они были готовы платить реальные деньги за виртуальные артефакты и за виртуальный опыт. По некоторым данным, кое-кто готов был заплатить огромные суммы (несколько тысяч долларов) за то, чтобы получить виртуальную кольчугу или иной предмет, способствующий удачному развитию событий в виртуальном мире игры EverQuest. Дальше больше: возникла своего рода профессия для людей (я бы их назвал сталкерами), которые брались за вполне реальные деньги провести новичка по виртуальному миру, помочь набраться опыта в игровой зоне. Со временем стали организовывать целые экскурсии: человек, имевший определенный опыт в мире EverQuest, набирал команду новичков и вел их по безопасным маршрутам, причем отнюдь не бесплатно. Виртуальные деньги из миров MMОRPG становились вполне реальной ценностью, вплоть до того, что одна из газет в США печатала их официальный курс наравне с долларом и маркой.
Первоначально игрок мог «прокачиваться» до 50-го уровня. Наступил момент, когда все играющие «прокачали» своих персонажей до этого уровня и интерес к игре упал. В это время Sony выпустила новый диск, где были добавлены новые земли, новые уровни, и многие вернулись к любимой игре.
MMORPG-игра — это обычно весьма накладное для игроков развлечение. Оплата производится по двум каналам: новый игрок покупает диск с клиентской программой (примерно за 40-60 долл.), а затем платит помесячно 10-13 долл.3
Можно представить себе, насколько это серьезный бизнес. Если, к примеру, в EverQuest в лучшие времена играли порядка 400 тыс. человек, то только за клиентские программы владельцы игры получили 20 млн. долл. Еще более впечатляет плата за подписку на игровое время — 4 млн. долл. в месяц, причем некоторые игры живут по несколько лет. Конечно, Sony пытается всячески продлить существование столь выгодного мира. Последнего дополнения EverQuest Add-On продано 750 тыс. экземпляров.
Asheron’s Call
Игра Asheron’s Call тоже оказалась довольно популярной и стала конкурентом EverQuest. Поиграть в нее немногим дешевле, чем в EverQuest — около 30 долл. придется заплатить за диск; сюда входит как покупка игры, так и оплата за первый месяц участия. Каждый следующий месяц обойдется в 10 долл. Права собственности на сюжетную линию игры принадлежат Microsoft. А права на технические решения и на продолжение игры — компании Turbine. Получить подробную информацию о проекте можно по адресу http://www.Microsoft.com/games/zone/asheronscall, где вас ожидает красочная галерея скриншотов и масса информации об игре (рис. 2).
Все действие Asheron’s Call происходит в одном виртуальном мире, что в свое время потребовало от разработчиков решения целого ряда технических проблем. Достаточно много вопросов проработано в целях реализации быстрой графики (рис. 3). Кроме того, в игре есть такое понятие, как поле зрения: деревья и дома начинают прорисовываться на большем расстоянии от игрока.
На экране может находиться до 50 игроков в зоне видимости, а число кадров в секунду при этом остается вполне приемлемым. Достигается такой эффект за счет того, что при максимальной сюжетной нагрузке (активный передний план) программа выкидывает как можно больше полигонов из второстепенных сцен, чтобы поддержать необходимую скорость обработки графики (рис. 4). Качество прорисовки меняется динамически во время игры — и не только в зависимости от расстояния до объекта, но и в зависимости от мощности пользовательского компьютера и его настроек. Например, все видят игроков на расстоянии 64 м, но с разной степенью детализации.
Мир, в котором разворачивается игра, просто громаден (49 152×49 152 м). На этой территории расположены разнообразные ландшафты (в частности, там можно обнаружить 80 подземелий), так что вы можете легко найти уединенные уголки, где вам никто не будет мешать.
В игре есть и экономическая модель: игроки могут организовываться в группы для выгодной торговли и путешествий, а в каждом городе существует собственная специфика товаров и цен.
Суть игры традиционно состоит в наращивании умений персонажа, что выражается числом. Каждый раз, когда вы используете умение, число умения сравнивается с числом противостоящего умения (например, при ударе мечом о щит противника). Чем больше разница в этих числах (умениях нападения и защиты), тем больше вероятность успеха.
DarkAges of Camelot
Еще одна игра данного жанра. Развлечение не из дешевых: около 50 долл. стоит диск и от 11 до 14 долл. в месяц арендная плата. Помимо оплаты игрового времени вам, естественно, нужно оплачивать и трафик, который, кстати, зависит от игровых событий. Если, например, вы охотитесь в лесу, да еще в одиночестве, то трафик будет около 500 Кбайт за час. Если же вы бегаете по столице в час пик, то трафик может составить около 10 Мбайт за тот же час. Впрочем, качество графики и реальность ситуаций стоят потраченных денег (рис. 5).
Эту игру можно купить в Интернет-магазинах, продающих свои товары в России. Доставка осуществляется в течение 4-6 недель. В принципе, программу можно приобрести и быстрее, если скачать ее из Интернета, а CD-Key приобрести у человека, живущего за границей, где DAoC продается в обычных магазинах. CD-Key нужен для создания нового аккаунта, который дает логин и пароль. После активизации CD-Key вам предоставляется месяц игры бесплатно.
Смысл игры заключается в том, чтобы сражаться с врагами любой выбранной вами страны. Все ваши соплеменники — это друзья, остальные — враги. С друзьями можно объединяться в группы, чтобы убивать монстров и врагов.
Рассказать подробнее о MMORPG-играх в рамках одной статьи невозможно. Всем, кто заинтересовался подобными развлечениями, рекомендуем информацию с сайтов http://www.daoc.ru/, http://asherons-call. al.ru/faq.html.
Кроме того, поскольку эта статья посвящена именно играм в Сети, причем таким, в которые люди в первую очередь могут играть друг с другом, то в обзор не попали «коробочные» продукты, которые предназначены для игры в режиме single-player, но имеют также возможность игры multi-player, в том числе через Интернет. О них стоит упомянуть вкратце. К таким играм можно отнести Counter-Strike, Quake, Wolfenshtein, Unreal Tournament, StarCraft, Age of Empires и др. В них также играют миллионы людей. К примеру, на момент написания этой статьи в StarCraft в сети Battle.net играли 250 тыс. человек одновременно.
Российские фанаты MMORPG
В России пока еще легальных игроков MMORPG-игр немного. По оценке компании «Никита», их не более 300 человек, причем половина живут в Москве. Несколько тысяч человек играют в бесплатные версии. Российских игр данного жанра пока не существует. Однако, как нам стало известно, российский разработчик компьютерных игр компания «Никита» (http://www.nikita.ru/) создает сейчас именно онлайновую игру под кодовым названием «Сфера». Для российских игровых фирм это является первым опытом создания подобных продуктов. К сожалению, пока ни «Никита», ни будущий издатель игры в России компания «1С» (http://www.1c.ru/) не раскрывают информацию о том, что же будет представлять собой «Сфера». Из частных разговоров удалось выяснить, что речь идет об игре, в целом похожей на EverQuest, и что действие происходит в мире, отдаленно напоминающем нашу Землю.
При входе в игру вам необходимо будет выбрать себе персонажа (который, разумеется, обладает целым набором параметров, «прокачиваемых» по ходу игры), которым вы и будете играть. Выбор артефактов, заданий и монстров — все в лучших традициях EverQuest. Мир в игре будет выполнен в стиле «фэнтази», а не в техногенном, как, например, в Anarchy Online. Пока это практически вся добытая информация, но, по слухам, в недрах «Никиты» выход игры запланирован на конец этого года, поэтому времени для разведки новых данных еще достаточно. Остается только надеяться, что такой маститый девелопер, как «Никита» (директор компании Никита Скрипкин, кстати, признан «Человеком года» на Рамблере (http://www.rambler.ru/) именно в категории «Игры»), не подкачает и продукт получится на уровне мировых стандартов. Кто знает, может быть, скоро наша российская MMORPG-игра сможет на равных соперничать с такими гигантами, как EverQuest и DarkAge of Camelot?
Интернет-игры без отрыва от реальности
сли вы хотите начать с русскоязычных ресурсов, то вполне подойдет сайт под названием Pig.ru (рис. 6). Свое имя этот проект получил от первых букв словосочетания Premium Internet Games и представляет собой развлекательный сайт с многопользовательскими Интернет-играми в режиме реального времени.
Количество игр на сайте постоянно растет. Игры просты, а их правила либо уже хорошо известны любому игроку, выросшему на территории бывшего СССР, либо в принципе легки для понимания и не требуют долгого изучения. У любого игрока, зашедшего на этот сайт, есть возможность игры с «живыми» игроками в режиме реального времени, а при недостатке таковых — с компьютерами.
В процессе игры на сайте http://www.pig.ru/ вы можете свободно переговариваться с другими игроками, находящимися с вами в одной игровой «комнате» или за одним игровым «столом». Играть на сайте http://www.pig.ru/ не только приятно, но и выгодно. Играя, вы набираете очки, которые затем превращаются в лотерейные билеты, с помощью которых можно выиграть совершенно реальные и весьма приличные призы. Прелесть ресурса состоит в том, что все игры совершенно бесплатны для посетителей сайта — игроки не подвержены никаким финансовым рискам, поскольку могут лишь выиграть или не выиграть, но не проиграть! Призы, которые можно выиграть, составляются за счет средств, получаемых владельцами ресурса от размещения рекламы.
Если говорить о зарубежных ресурсах такого вида, можно назвать сайт prizegames.com (рис. 7) — само название сайта говорит о том, что здесь вы играете и получаете приз. Принцип тот же, что и на pig.ru: вы играете в бесплатные игры и выигрываете денежные призы, то есть чем больше очков вы наберете в игре, тем больше выиграете! Сотни различных призов — от электроники до спортивных товаров. Вы можете играть бесплатно неограниченное число раз.
Далее следует напрячь свое внимание: появляется небольшой отход от принципа — разрешается платить по 10 центов за игру, при этом вероятность выигрыша приза значительно возрастает.
На этом сайте множество бесплатных онлайновых игр: аркады — Marbles, Atlantis Scud Attack, Ball Buster, Chip Away, Cube Cutter, Hoppin’ Harry; классические и карточные игры — Free Cell, Super Solitaire, Speed Draw, Tri-Scraper, Speed 21, Super11’s, 21 For Fun; паззлы — Cubix, Wrath of the Gopher, Chain Links, Find ‘Em, Switch-a-Roo, Dragon Stone; Trivia: Word Master, Quiz Show; Skill Stop: Solar Spin, Spin Streak, Bomb Squad, Slide Master; Mega Prize Bucks: Ball Buster, Cubix, Solitaire, Speed Draw.
Если же вы желаете найти онлайнового партнера по широкому спектру игр, то прежде всего следует обратить внимание на ресурс GameSpy, расположенный по адресу http://www.gamespy.com/software/ (рис. 8)
GameSpy — это такое место, где можно найти как партнера, так и игру, в которую вы хотели бы сразиться. На тот момент, когда автор статьи заходил на данную страничку, там было объявление о том, что 84 820 геймеров находятся в онлайне.
Продолжая тему онлайновых игр, нельзя не упомянуть о таких крупных зарубежных сайтах, как http://www.zone.com/ (ресурс корпорации Microsoft), http://www.pogo.com/, http://www.flipside.com/ (регулярно входит в 50 самых посещаемых сайтов Америки).
Кроме того, практически каждый крупный портал содержит раздел с многопользовательскими играми: http://www.msn.com/ (фактически их игровой раздел — это http://www.zone.com/, http://www.yahoo.com/ (games.yahoo.com), http://www.lycos.com/ (http://gamesville.lycos.com/).
Говоря об играх, нельзя обойти и королеву игр — «шахматы». Ресурсов, где можно найти виртуального партнера по партии в шахматы, предостаточно. Одним из наиболее известных является http://www.kaspsrov.com/ (рис. 9).
Азартные Интернет-игры
ачать экскурс в мир азартных игр можно с ресурса http://www.casinomasters.com/, где есть все для начинающих любителей азартных игр. Здесь можно найти библиотеку ресурсов, посвященных азартным играм, и обширный справочник игорных сайтов, где указано, в какие игры и на каких страничках играют.
Из онлайновых азартных игр в России более всего распространен преферанс. Регистрацию участников международного турнира по преферансу проводят создатели популярной игры «Марьяж» на сервере по адресу http://www.bsgraphics.ru/www.marriage.ru/, где можно сгрузить программу-клиент для игры в онлайновую версию преферанса.
Отдельную группу игр составляют так называемые виртуальные казино. Ознакомиться с виртуальным казино можно по адресу http://www.funscape.com/, где расположено одно из крупнейших онлайновых казино (рис. 10).
Казино есть казино — для того чтобы выиграть в рулетку или блэк-джек, надо сделать ставку реальными деньгами, предварительно открыв счет по кредитной карточке.
Впрочем, поиск казино в Сети — дело несложное: в Мировой паутине их более чем достаточно. Это явление стало настолько массовым, что в той же Сети можно найти серверы организаций, которые предлагают психологическую помощь и лечение для страдающих зависимостью от азартных игр. Наиболее известным сайтом в этом отношении является сервер международной добровольной организации Gamblers Anonymous, (рис. 11) штаб-квартира которой находится в Калифорнии.
Один из основных принципов этой организации гласит: «Пациент, если он хочет избавиться от недуга, должен осознать, что он находится в лапах прогрессирующей болезни и осознать свое стремление к выздоровлению».
Как же распознать заболевание? Статистика свидетельствует, что люди часто ставят сами себе диагноз и приходят с жалобами на постоянно растущие проблемы во всех областях жизни. Симптомы — нервозность, раздражительность, фрустрация и постоянные проблемы в межличностных отношениях. Диагноз звучит как compulsive gambler4. Пока, к счастью, у нас проблема еще не носит столь отчетливо выраженного характера, однако, скорее всего, эта болезнь нас не минует.
Основной вывод врачей состоит в том, что пациент, получивший данный диагноз, уже никогда не сможет без проблем играть в азартные игры. Заболевание проявляется так же, как в случае с алкоголизмом: на определенной стадии алкоголик не может принимать спиртное, как здоровый человек, и малейшая доза спиртного вызывает деструктивный алгоритм, сводящий лечение на нет.
Организаторы сайта приводят статистику, согласно которой после многомесячного лечения некоторые пациенты, возвратившиеся к экспериментам с азартными играми, непременно заканчивали самым плачевным образом.
Альтернатива — здоровый образ жизни и здоровые ценности. Казалось бы, человек, осознавший пагубность своего пристрастия, мог бы и сам додуматься до такого вывода, однако опыт показывает, что есть немало людей, которым осознание проблемы не позволяет избавиться от недуга без посторонней помощи.
На указанном сервере содержатся адреса и контактные телефоны организации Gamblers Anonymous в разных странах на всех континентах. Филиалы организации действуют в Западной Европе, в Австралии, Южной Корее, ЮАР, Индии, на Ямайке и т.д. Указанный нами сайт — не единственный. Медицинскую информацию о патологическом пристрастии к азартным играм и возможностях его лечения можно, например, прочитать по адресу http://www.cbc.med.umn.edu/~randy/gambling/gamtx.htm.
В заключение хотелось бы пожелать всем: играйте в любые игры, но не погружайтесь слишком глубоко в сказочные миры и виртуальные казино. Выходите хоть изредка посмотреть на мир Божий.
Автор выражает благодарность PR-менеджеру компании «Никита» Павлу Юпатову за консультации, предоставленные для написания данной статьи.
КомпьютерПресс 2'2002