Компьютеры обретают запах
А кто увидит нас, тот сразу ахнет,
И для кого-то жареным запахнет.
Популярная песенка
DigiScents обещает подарить компьютерам запах
Электронный запах ведет к новой технологии продвижения товаров
Новые технологии, позволяющие компьютерам моделировать запах, обещают сенсацию в области индустрии развлечений и электронной коммерции.
Как известно, человек обладает пятью основными чувствами для восприятия окружающей его действительности, такими как осязание, обоняние, зрение, слух и вкус. Бытовые мультимедийные компьютеры уже давно научились воздействовать на зрение и слух, создавая иллюзию виртуальной реальности. Более сложные устройства — компьютерные тренажеры — используют еще и осязание: человек ощущает ускорение, а при помощи киберперчаток даже имеет возможность манипулировать мнимыми объектами, которые воспринимаются им за счет действия пневмо- и электроаппаратуры. Однако до сих пор даже в самых дорогих устройствах не делалось попыток воздействовать на способность человека воспринимать запах и вкус.
При этом стоит заметить, что обонятельные и вкусовые рецепторы человека неразрывно связаны между собой. По некоторым данным, около 70% «вкусовых» свойств пищи определяется именно ее запахом.
И хотя, несомненно, главным источником восприятия окружающей среды для человека является зрение (около 90% воспринимаемой информации определяется зрением), запах достаточно сильно влияет на наше состояние.
Как свидетельствуют ученые, обоняние является более древним чувством человека по сравнению со зрением и слухом. Оказывается, обонятельные способности формируются у младенца гораздо раньше, чем зрение и слух.
Во многих древних цивилизациях запахам придавалось огромное значение — древние египтяне, китайцы, арабы, греки веками создавали рецепты ароматических веществ. Даже породы дерева ценились в первую очередь в зависимости от запахов, которые они источают.
Чтобы понять, какое место запахам придавали наши предки, достаточно вспомнить, что из трех даров, которые волхвы несли в Вифлеем младенцу Иисусу, два являлись благовониями: мирра и ладан.
Чувства голода, комфорта, сексуального влечения напрямую зависят от испытываемого запаха. Причем запах — настолько тонкая материя, что в человеческом языке почти нет определений для того, чтобы описывать запахи. Пожалуй, лишь поэтам иногда удается передать запах словами. Мне, например, вспоминаются такие строки:
...Я пахну Женщиной.
Теперь Она ушла
И унесла свой жгуче-пряный
запах,
Свой влажный запах
Знания и Зла,
Ржи, мускуса, раздробленных
мускатов,
Соленой кожи, боли и тепла...
И хотя понятие «благовония» почти ушло из нашего лексикона, современные бытовые товары ориентированы не только «на глаз», но и «на нос» покупателя. Даже жидкости для борьбы с домашними насекомыми — и те содержат ароматизаторы, не говоря уже о других предметах бытовой химии. Поэтому возможность не только увидеть товар, но и услышать его аромат в рекламном ролике может существенно подстегнуть покупательский интерес.
Нет смысла говорить о том, что добавление еще одного канала воздействия на ощущения пользователя компьютера приблизит заветную мечту человечества — отобразить окружающую действительность средствами компьютерной техники. Подобное открытие сулит самые широкие перспективы в индустрии развлечений, торговле и т.д. и, конечно же, обещает миллионные прибыли.
DigiScents обещает подарить компьютерам запах
Молодая американская компания DigiScents была одной из первых, кто заявил о создании устройства электронного запаха. Компания была основана Декстером Смитом и Джоэлом Беллерсоном, которые ранее занимались разработкой фармацевтического программного обеспечения в корпорации Pangea Systems. Начав со скромного капитала в 250 тыс. долл., DigiScents достаточно быстро добилась успехов и объявила о своем выходе на рынок с устройством для синтеза запахов iSmell уже в апреле 2000 года. Сегодня компания опирается на 10-миллионный капитал частного финансирования и имеет массу заинтересованных партнеров. К концу 2000 года DigiScents планирует продать более 500 тыс. копий iSmell.
Основы технологии
Устройство имеет сменный картридж, содержащий более 100 различных ароматических веществ, которые по команде компьютера смешиваются, образуя необходимый запах.
Основой технологии (подобно тому, как это происходит в струйном принтере) является тот факт, что «сложный» запах может быть воссоздан путем смешения ограниченного числа «элементарных» составляющих.
По свидетельству разработчиков, iSmell позволяет генерировать около 2 в 128 степени запахов, что уже сегодня дает возможность более чем на половину решить задачу обеспечения полного спектра различимых человеком запахов.
Принципиальная схема технологии iSmell показана на рисунке. Она состоит из трех этапов:
1. Оцифровка запаха
В отличие от технологии передачи звука или видео — когда соответственно звук или изображение вначале фиксируется прибором, а затем превращается в цифровой код — в индустрии запахов такой технологии пока не существует. Нет прибора, подобного кинокамере, позволяющего записывать сам запах или его изменение во времени. По-прежнему основным инструментом при «записи» запаха является человеческий нос. Занимаются этим специалисты, именуемые «сцентографами», которые раскладывают каждый новый запах на составляющие и соответственно подбирают количество компонентов, необходимых для воссоздания этого запаха, после чего аромат записывается в виде небольшого файла размером около двух килобайт.
2. Передача информациио запахе
После того как запах будет представлен в виде цифрового кода, он соответственно может быть передан традиционным способом. Причем малые размеры файла не накладывают ограничений на пропускную способность канала и при передаче вместе с изображением практически не увеличивают объем передаваемых данных. Обычно файл, передающий запах, связан с тем или иным изображением. Так, например, если на Web-странице вы щелкаете мышью на том или ином названии цветка, то вместе с его изображением компьютер начнет выдавать соответствующий запах.
3. Синтез запахов
Синтез запахов происходит в приборе iSmell, который показан на рисунке. Этот прибор (в основе которого находится картридж с элементарными составляющими запахов) подключается к PC через порт LPT или USB. Соответственно приняв код того или иного запаха, компьютер передает команду в iSmell устройству управления подачей составляющих картриджа, в результате чего происходит «впрыскивание» необходимых компонентов. Перемешивание составляющих интенсифицируется действием подогревающей спирали и подается наружу под действием обычного вентилятора. Интенсивность запаха определяется специальным регулятором.
Коммерческие планы
По сообщениям DigiScents, устройство iSmell для PC будет стоить порядка 200 долл. Наряду с домашними устройствами планируются более мощные устройства для театров, супермаркетов и кинозалов. Известно, что уже сейчас DigiScents ведет переговоры с производителями компьютерных игр и владельцами сетевых магазинов. По различным прогнозам, онлайновый рынок для продукции компании DigiScents в 2000 году может достичь следующих показателей:
Электронный запах ведет к новой технологии продвижения товаров
Авторы новой технологии подводят под свое изобретение достаточно фундаментальные теоретические выводы об изменении всей технологии продвижения товаров на рынок в наступающем веке.
Общеизвестна тенденция так называемого условно-бесплатного распространения программных продуктов, суть которого состоит в том, что, раз попробовав и получив положительные впечатления, человек принимает решение о покупке товара. Действительно, такое возможно с программным кодом, передаваемым по сети, и невозможно со многими другими продуктами. Трудно себе представить, что вам присылают банку тушенки, через некоторое время, попробовав ее, вы принимаете решение, что данная тушенка не для вас. Однако появление приборов, подобных iSmell, как раз и приближает нас к подобной схеме, когда по электронному каталогу вы не только сможете увидеть ту же самую чесночную колбасу или шашлык, но и почувствовать их аромат. Данные рассуждения вписываются в концепцию Джеймса Гилмора, который говорит о глобальном возрастании опыта в современной экономике и даже вводит новый термин «an experience economy» (экономика, основанная на опыте), краеугольным камнем которой становится именно приобретение опыта. В данном случае опыт рассматривается и как умение создавать «технологический опыт», и как know-how, и как опыт новых переживаний, и как опыт, который позволяет принимать решения, и т.д. Данная концепция подтверждается таблицей.
Что день грядущий нам готовит
Областей для применения технологии передачи запахов со временем, по-видимому, появится великое множество. Помимо основных потребителей, таких как парфюмерная промышленность, индустрия электронных развлечений и торговля, наверняка найдутся десятки более мелких потребителей. Интересны возможности применения данной технологии в медицине. Например, такое популярное сегодня направление в психотерапии, как ароматерапия, на базе приборов, подобных iSmell, может пережить второе рождение. Пока устройство еще только готовится к выпуску, и многие вопросы до конца не ясны. Например, не совсем понятно, как оперативно одни запахи будут сменяться другими, какой будет устанавливаться фоновый запах в закрытом помещении, насколько полезна для здоровья такая «газовая атака» и т.д. Возникает логичный вопрос — не позволит ли подобная технология распространять запахи, вредные для здоровья, к каким последствиям смогут привести вирусы, атакующие страницу с запахом?
Однако, как обычно, все эти вопросы не останавливают ни разработчиков, ни потенциальных корпоративных клиентов. И нет сомнений, что в самом ближайшем будущем мы сможем вдохнуть аромат компьютера, стоящего у нас на столе, и будем надеяться, что аромат этот будет приятным.
КомпьютерПресс 3'2000