Цифровые аудиоплейеры с поддержкой MP3
Портативные плейеры на базе флэш-памяти
Цифровые плейеры типоразмера компакт-кассеты
Hyun Won M-Any Dual Play DAH-200V
Creative D.A.P. Jukebox с жестким диском 6 Гбайт
Тестовая лаборатория «КомпьютерПресс» провела тестирование почти дюжины цифровых проигрывателей, объединенных возможностью проигрывать звуковые файлы формата MP3. В числе участников были представлены как уже зарекомендовавшие себя модели, так и новинки, которые в ближайшее время появятся на прилавках российских магазинов. Функциональному тестированию и экспертной оценке подверглись следующие модели: Panasonic SV-SD05 E.wear (http://www.panasonic-europe.com/sd/) Panasonic SV-SD75 E.wear (http://www.panasonic-europe.com/sd/) Hyun Won, Inc. M-ANY Dual Play DAH-200V (http://www.m-any.com/) NRG Energy MP-6421 helios-2 (http://www.nrgelectronics.com/) AVC Technology SOUL DMP-01 (http://www.soulpalyer.com/) Aiwa XP-MP3 (http://www.aiwa.com/) Aiwa MM-VX200 (http://www.aiwa.com/) A-MAX NAPA MP3 DAV311 (http://www.amaxhk.com/) Creative D.A.P. Jukebox (http://www.creative.com/) Lenoxx MP-786 (http://www.lenoxx.com/) D-Link DMP-100 (http://www.dlink.com/)
Цифровые технологии в звуковой индустрии применяются уже более 30 лет. Еще в начале 70-х годов был начат выпуск профессиональных цифровых магнитофонов (как стереофонических, так и многодорожечных) форматов S-DAT и R-DAT, а вскоре появились и их «бытовые» версии. Несмотря на впечатляющие технические характеристики, эти устройства не получили широкого распространения среди домашних пользователей. Это было обусловлено двумя факторами. Во-первых, высокой ценой как самих устройств, так и специальных носителей (DAT-кассет), а во-вторых — нецелесообразностью приобретения столь совершенного на тот момент магнитофона в качестве компонента домашней аудиосистемы. В самом деле, практически все записи тогда распространялись на аналоговых носителях — грампластинках и магнитной ленте, а в полной мере ощутить преимущества формата DAT можно было, либо самостоятельно записывая сразу «в цифру», либо прослушивая фонограммы, созданные на аналогичной технике. Как показывает опыт, такие записи в среднем составляют менее 5% фонотеки.
Ситуация начала заметно меняться в 1983 году, когда был принят Red Book — международный стандарт записи цифрового звука на компакт-диск. Всего за несколько лет новый формат практически вытеснил с массового рынка грампластинки. Более того, большинство звукозаписывающих компаний стали делать ставку на полностью цифровую технологию: исходная запись, сведение и премастеринг теперь выполнялись целиком «в цифре». Уже тогда наиболее дальновидные специалисты стали предсказывать появление принципиально новых устройств — цифровых твердотельных магнитофонов, использующих в качестве носителя энергонезависимую память и лишенных столь уязвимого и конструктивного сложного узла традиционных «кассетников» и «бобинников», как лентопротяжный механизм. Однако до реального воплощения этой идеи было еще далеко.
Через некоторое время после начала победоносного шествия компакт-диска, первоначально использовавшегося только в стационарных устройствах, стали появляться и портативные дисковые проигрыватели — дискмэны. Однако у этих устройств имелись два довольно существенных недостатка — большие (по сравнению с кассетными плейерами) габариты, обусловленные размером самого компакт-диска, а также невозможность самостоятельно эти самые диски записывать. Над этой проблемой долгое время работали специалисты фирмы Sony, создавшие принципиально новый формат цифровой записи — мини-диск. Это было определенным шагом вперед — размер носителя стал значительно меньше (почти вполовину компакт-кассеты), а время звучания было таким же, как у компакт-диска (74 минуты). При этом мини-диск был создан на основе магнитооптической технологии, то есть являлся перезаписываемым. Кроме того, учитывая мобильное использование, разработчики упаковали сам диск в защитный пластиковый контейнер со сдвигающейся шторкой. Но самое примечательное — это то, что фактически мини-диск стал первым массовым форматом цифровой звукозаписи, использующим специализированный алгоритм сжатия звуковых данных. Ведь уменьшение размера носителя не могло не сказаться на его емкости — она составила немногим более 140 Мбайт, в то время как на стандартном компакт-диске умещается почти 700 Мбайт звуковых данных. Чтобы сохранить такое же время звучания (а без этого у нового формата не было бы практически никаких шансов на выживание), специалисты Sony разработали собственный алгоритм сжатия цифрового звукового сигнала — ATRAC (Adaptive TRansform Acoustic Coding), который при той же частоте дискретизации позволяет уменьшить поток данных примерно в пять раз (до 300 Кбит/с).
Такова краткая предыстория. К сожалению, в силу довольно жесткой лицензионной политики фирмы Sony, в настоящее время доминирующим форматом хранения сжатого звука является менее совершенный с точки зрения звучания, но гораздо более доступный MPEG I Layer 3 (MP3), и разработчики первого поколения твердотельных плейеров сделали ставку именно на него.
Методика тестирования
Широкая гамма конструктивных решений, вызванная различной концепцией тех или иных плейеров, делает невозможным тестирование всех представленных устройств по неким единым критериям. В самом деле, разве можно сравнивать плейер на флэш-памяти с проигрывателем на базе винчестера или CD/MP3-плейером? У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, поэтому экспертная группа разделила доступные плейеры на три основных класса и использовала метод рейтинговой оценки в каждом из них. Кроме чисто функционального тестирования (оценки удобства пользования, комплектации и набора функциональных возможностей), плейерам было устроено беспристрастное прослушивание, в рамках которого свои впечатления независимо друг от друга фиксировали звукорежиссер, специалисты и рядовой пользователь. Анализ результатов позволил проранжировать плейеры с точки зрения их общей привлекательности. В расчет принимались как уровень реализации базовых функций, так и наличие дополнительных сервисных возможностей, но приоритет, безусловно, отдавался качеству воспроизведения сжатых звуковых файлов (подробнее об этом вы можете прочитать во врезке «Как мы слушали»). Здесь необходимо отметить, что формат хранения сжатого звука MPEG I Layer 3 (обычно называемый для краткости просто МР3) уже не является «монополистом» в сфере портативных цифровых плейеров — многие современные устройства поддерживают конкурирующий с МР3 формат WMA и даже гораздо менее распространенные AAC и ADPCM (последний, как правило, используется для сжатия речевых записей).
Несмотря на то что наша методика базировалась в основном на субъективной оценке, в каждой из выделенных нами групп быстро определился явный и бесспорный лидер. Так что каждый из отмеченных знаком «Выбор редакции» плейеров был награжден вполне заслуженно.
Выбор редакции
Среди цифровых проигрывателей на базе флэш-памяти знаком «Выбор редакции» эксперты наградили Panasonic SV-SD05 e.Wear — сверхкомпактный плейер, встроенный в наушники. Несмотря на то что Panasonic делает ставку на пока еще не слишком распространенный формат памяти SD и звуковой кодек ААС, модель SD05 продемонстрировала очень высокий технологический уровень и качественное звучание. В группе цифровых проигрывателей, выполненных в конструктиве компакт-кассеты (автономная работа плюс установка в кассетную деку), настоящим «выбором меломана» был признан плейер Hyun Won, Inc. M-ANY Dual Play. Несмотря на отсутствие пульта управления (как у ближайшего преследователя — NRG Energy MP-6421 helios-2), он удостоен знака «Выбора редакции» благодаря великолепному звучанию, широте поддержки медиа-форматов и возможности обновления микрокода.
Наконец, в классе плейеров на базе компакт-дисков безусловным лидером был признан AVC Soul DMP-01. Сбалансированное звучание, множество сервисных возможностей, поддержка большого количества медиа-форматов, возможность обновления микрокода, высокая экономичность — вот лишь краткий перечень достоинств, которые позволили присудить этому MP3-дискману знак «Выбор редакции».
Портативные плейеры на базе флэш-памяти
Использование твердотельной флэш-памяти в качестве носителя данных и полное отсутствие движущихся частей — вот принцип, который был взят за основу при разработке первых портативных MP3-плейеров. Пионер этого направления — Diamond Rio 300 (снят с производства около года назад) — имел 32 Мбайт встроенной памяти и один слот для сменной флэш-карты SmartMedia. Эти параметры стали теперь своеобразным стандартом де-факто. Безусловным достоинством плейеров, использующих флэш-память, является высокая надежность и очень небольшие габариты и масса — предмет особой «зависти» со стороны кассетных и особенно дисковых плейеров. В почти невесомой «музыкальной шкатулке» размером со спичечный коробок можно уместить около одного-двух часов сжатой музыки. На сегодняшний день флэш-плейер MP3 — единственный тип проигрывателя, который можно носить в нагрудном кармане рубашки. Кроме того, отсутствие движущихся частей и низкое энергопотребление обеспечивают этим плейерам самую высокую надежность, экономичность и устранение свойственной «кассетникам» детонации. Существенный недостаток флэш-плейеров — высокая стоимость самой флэш-памяти и соответственно сменных носителей. Это крайне негативно сказывается на рыночной цене подобных устройств и их популярности у массового потребителя. Однако есть надежда, что это ограничение уже через пару лет будет преодолено.
D-Link DMP-100
Плейер на базе встроенной 32 Мбайт флэш-памяти и сменных носителей SmartMedia, модель DMP-100 остается одной из самых простых в модельном ряду цифровых плейеров D-Link. DMP-100 — это классический MP3-плейер, по ряду признаков принадлежащий еще к первому поколению цифровых проигрывателей, основоположником которого стал Diamond Rio. Поддерживается только формат MP3, на корпусе имеется простой двухстрочный дисплей, а интерфейс подключения к ПК — устаревший параллельный LPT (USB не предусмотрено). Честно говоря, D-Link DMP-100 отличается от Diamond Rio (пионера рынка MP3-плейеров) лишь наличием встроенного диктофона и полупрозрачным корпусом — неубедительный прогресс за два-то года.
К достоинствам DMP-100 можно отнести крайне малый вес (62 г), широкий диапазон рабочих температур (от нуля до 70°С) и влажности (до 95%), а также, повторимся, отсутствие движущихся частей. Такой жесткий режим эксплуатации может «сдюжить» далеко не каждый проигрыватель. Его бы еще в водонепроницаемом корпусе сделать, да в титан упаковать…
На деле же дизайн корпуса вызывает нарекания: кнопки имеют заметный люфт, из-за чего возникает «эффект погремушки», а слоты для установки флэш-карты SmartMedia и подключения интерфейсного кабеля ничем не защищены от попадания пыли. Да и с эстетической точки зрения корпус небезупречен: бросается в глаза скопированные формы Rio, конъюнктурное использование прозрачного пластика и довольно небрежный дизайн кнопок.
Эксперты нашей лаборатории настоятельно не рекомендуют использовать с плейером входящие в его комплект дешевые наушники-«вставки». Иначе вы рискуете испортить впечатление от прослушивания и станете обвинять в отсутствии низких и части средних частот только электронику плейера. Уже простая замена наушников на те, что идут в комплекте с Creative D.A.P Jukebox, дает существенное улучшение общего качества звучания. Но в целом качество воспроизведения файлов с DMP-100 можно оценить как близкое к среднему — приемлемое для использования в транспорте и спортзале. А на большее флэш-плейеры (за редким исключением) никогда и не претендовали.
Качество же цифрового диктофона D-Link DMP-100 вполне заслуживает теплых слов. О начале записи свидетельствует красный светодиод на передней панели. Испытание диктофона в условиях, близких к боевым (записывалась имитация интервью на фоне включенного телевизора), показало, что запись получается чистая, речь разборчива, а громкости вполне достаточно для последующей расшифровки записи. Кстати, цифровые записи можно переслать на ПК и воспроизводить из звукового архива при помощи прилагаемой утилиты (правда, ее установка и настройка прошли не безукоризненно).
Достоинства
- Встроенный диктофон с чувствительным микрофоном и хорошим качеством записи.
- Простое управление.
Недостатки
- Морально устаревший и неудобный параллельный интерфейс (LPT) для загрузки файлов.
- Отмечены проблемы при установке утилиты декодирования записей, сделанных в режиме диктофона.
- Разъемы интерфейсов не защищены заглушками.
Panasonic E.Wear SV-SD75
Размеры E.Wear SV-SD75 составляют 5×4,9×1,5 см, а весит он 55 г с батарейкой, несмотря на прочный металлический корпус. Неудивительно, что такого малютку дизайнеры быстро приспособили для наручного ношения (на манер часов) или в виде кулона на ремешке. В комплект поставки входит массивный полупрозрачный пластиковый ремешок на запястье с рамкой для установки плейера.
Одной тонкой алкалиновой батарейки формата UM-4 должно хватить на 4 часа воспроизведения. Panasonic реализовала в цифровом плейере свою фирменную технологию повышения глубины низких частот (басов) — S-XBS. И не зря — для MP3-плейеров воспроизведение басов всегда представляло проблему.
В качестве сменных носителей в данном плейере используются флэш-карточки формата SD — те же самые, что и в модных сотовых телефонах Siemens SL45 (помните рекламный клип про трудоголика?). Secure Digital (SD) — формат ультрапортативных (размером с почтовую марку) карт флэш-памяти, совместимых со спецификацией SDMI (Secure Digital Music Initiative), которая подразумевает использование механизмов шифрования и цифровой подписи музыкальных файлов, легально распространяемых в Интернете. Принцип здесь такой: загрузить файлы на плейер можно, а выгрузить на ПК и передать другому пользователю — нельзя. Компании — члены соответствующей инициативной группы — намереваются таким образом бороться с пиратством. Технологии создания карт SD достаточно совершенны — сегодня разрабатываются миниатюрные носители емкостью уже в 1 Гбайт. В настоящий момент на рынке доступны карточки SD максимальной емкостью лишь 64 Мбайт (в комплект поставки плейера входит одна такая катрточка). Этого хватит на час с небольшим звучания при кодировании с шириной потока 128 Кбит/с.
Вероятно, из стилистических соображений в плейере Panasonic используется инверсный ЖК-дисплей (светлые символы на черном фоне). Дисплей для своих размеров на редкость информативен — на нем отображаются две служебные строки (выбранные функции и режимы) и две графические «бегущие строки» с названием трека и исполнителя. Число органов управления плейером весьма ограничено по причине малых габаритов. Зато «оставшимися» основными кнопками (управление громкостью, «перемотка», проигрывание и «стоп») пользоваться довольно удобно. Два боковых цилиндра в конструкции плейера — не дизайнерский изыск, они несут смысловую нагрузку: в первом расположена батарейка, а синяя заглушка второго — переключатель режимов управления (основного и дополнительного, в котором меняются функции управляющих кнопок), а также блокировки клавиш от случайного нажатия.
Плейер e.Wear в качестве предпочтительного формата использует файлы, кодированные по алгоритму AAC (Advanced Audio Coding), который относится к группе стандартов MPEG2 и имеет сопоставимые с MP3 качественные характеристики. При загрузке в плейер файлов MP3 самых распространенных битрейтов фирменная утилита Panasonic перекодирует их в AAC. MP3-файлы с битрейтом 56, 64 и 96 Кбит/с загружаются без конвертации. Файлы же, кодированные с иными битрейтами, в процессе загрузки автоматически перекодируются в формат, установленный в настройках по умолчанию программы Real JukeBox. Вероятно, ограничения по MP3 предприняты потому, что файлы в таком качестве не представляют опасности для мировой звукозаписывающей индустрии. В принципе, на рядовых пользователях особая приверженность Panasonic формату AAC никак не скажется, особенно если вы будете самостоятельно создавать цифровую библиотеку с компакт-дисков.
Достоинства
- Смелый экстравагантный дизайн и стильный инверсный дисплей.
- Очень приличное звучание файлов, кодированных в ААС с потоком 128 Кбит/с.
- Одна SD-карточка емкостью 64 Мбайт в комплекте поставки.
- Внешний карт-ридер в комплекте поставки.
- На удивление качественно реализована функция усиления басов (XBS), что должно особенно понравиться любителям хип-хопа, рейва и подобных им стилей.
- Возможность загрузки в память плейера нескольких плей-листов с возможностью выбора одного из них либо проигрывания всех имеющихся файлов.
- Слот для SD-карты закрывается миниатюрной крышкой.
- Впечатляющая работа функции XBS.
- Есть специальный режим коррекции для прослушивания в транспорте (train).
Недостатки
- Звуковые файлы для проигрывания в плейере можно загружать только через Real JukeBox (длительная процедура загрузки). Файлы, записанные простым копированием на SD-карту, плейер не опознает.
- Поддерживается весьма ограниченный набор битрейтов для файлов, кодированных в МР3: 56, 64 и 96 Кбит/с. Файлы, кодированные с иными битрейтами, в процессе загрузки автоматически перекодируются в формат, установленный в настройках по умолчанию программы Real JukeBox. Максимальный битрейт для кодека ААС ограничен 128 Кбит/с.
- Нет подсветки ЖК-дисплея.
- Низкое качество входящих в комплект наушников.
Panasonic SV-SD05 e.Wear
Согласитесь, что шнур наушников — едва ли не самый раздражающий элемент портативных плейеров. К сожалению, до недавних пор обойтись без проводов было практически невозможно (точнее, слишком дорого и ненадежно). Миниатюризация флэш-носителей до габаритов SD-карт подтолкнула дизайнеров Panasonic к простой, но гениальной идее: если наушники нельзя соединить с плейером без проводов, то можно разместить плейер… прямо в наушниках. Хорошо, что они поняли и другое: при таком раскладе экономить на наушниках ни в коем случае нельзя. Результат налицо: SV-SD05 e.Wear был признан экспертами тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» одним из самых совершенных с технической и акустической точек зрения плейеров среди участников тестирования. Конечно, с 580-ми «Зенхайзерами» тягаться ему сложно, но для портативных наушников это достижение весьма значимое.
В аппаратной части Panasonic SV-SD05 e.Wear практически ничем не отличается от уже описанного «наручного плейера» SV-SD75: ограниченный набор органов управления (только самые «ходовые» кнопки), использование SD-карты в качестве сменного носителя. Удивительно, что разработчикам удалось сохранить ЖК-дисплей: хоть и крошечный, но весьма полезный. Осталась и приверженность формату AAC. В чистом виде MP3-файлы воспринимаются только с малыми битрейтами — до 96 Кбит/с.
Естественно, плейер сконструирован как можно более легким, разработчикам пришлось отказаться от использования металлического корпуса. Тем не менее складная штанга наушников выполнена достаточно прочно, хотя иногда и норовит сложиться прямо на голове. Несколько подвижных узлов штанги дали возможность весьма компактно упаковывать плейер для транспортировки — он легко укладывается в оригинальный пластиковый чехол-ракушку.
Прямой загрузки данных на цифровой плейер-наушники не предусмотрено. Для такой роскоши просто не оказалось места. Чтобы записать музыкальные файлы на SD-карту, ее нужно установить в специальный карт-ридер, который входит в комплект поставки. Сам же карт-ридер подключается к ПК по интерфейсу USB.
Высокое качество звучания в плейере достигнуто благодаря не только весьма совершенной электронике, но и использованию хитроумной подвески динамиков наушников. Они подвижны во всех направлениях, поэтому хорошо подстраиваются под анатомические особенности слушателя. Плейер Panasonic SV-SD05 должен понравиться любителям спорта и многим требовательным пользователям, которых раздражают провода традиционных наушников.
Достоинства
- Не нужны карманы и нет никаких проводов — это определенно большой шаг вперед.
- Питание от одного стандартного аккумулятора или батарейки формата ААА.
- Одна SD-карточка емкостью 64 Мбайт комплекте поставки.
- Внешний карт-ридер в комплекте поставки.
- В сложенном состоянии конструкция довольно компактна.
- Возможность загрузки в память плейера нескольких плей-листов с возможностью выбора одного из них либо проигрывания всех имеющихся файлов.
- Несмотря на то что кнопки расположены в буквальном смысле за ушами, пользоваться ими удобно.
- Впечатляющая работа функции XBS.
- Нажатие кнопок управления сопровождается звуковыми сигналами.
Недостатки
- Слишком сложное устройство крышек батарейного отсека и слота для карты памяти может негативно сказаться на их долговечности.
- Отсутствует возможность воспроизводить звук через внешнюю аппаратуру.
- Поддерживается весьма ограниченный набор битрейтов для файлов, кодированных в МР3: 56, 64 и 96 Кбит/с; максимальный битрейт для кодека ААС ограничен 128 Кбит/с и не поддерживается воспроизведение файлов формата WMA.
- Звуковые файлы для проигрывания в плейере можно загружать только через Real JukeBox (что является довольно длительной процедурой). Файлы, записанные простым копированием на SD-карту, плейер не опознает.
- С отключенной функцией XBS на многих записях сильно подчеркнута верхняя середина, что вызывает дискомфорт.
Aiwa MM-VX200
Прочный, при этом довольно габаритный и массивный корпус Aiwa MM-VX200 не может скрыть главного — идейного сходства со своим предтечей — Diamond Rio. Встроенная память 32 Мбайт, слот для флэш-карт SmartMedia, ограниченная функциональность, питание от батарейки формата AA — все осталось. Но торговая марка обязывает: все, что есть, выполнено на высоком технологическом и художественном уровне. Главная особенность этой модели состоит в том, что загрузка данных осуществляется через интерфейс USB. Вдобавок плейер оборудован встроенным цифровым диктофоном. Речь сжимается по эффективному (для голоса) алгоритму компрессии ADPCM, поэтому даже на встроенные 32 Мбайт памяти можно записать несколько часов секретных переговоров — благо, абсолютная бесшумность плейера к этому располагает.
На небольшом дисплее (без подсветки) отображается самая необходимая информация. В частности, выводится объем свободной памяти, уровень громкости (постоянно в виде графика и в цифровых значениях — в процессе регулировки), символ режима воспроизведения, установленные циклические режимы, счетчик времени. Бегущей строкой отображается название файла, а нажимая на спецкнопку МР3, можно посмотреть битрейт, частоту дискретизации и тип кодека, которым сжат воспроизводимый файл. В режиме диктофона отображается обратный счетчик времени, оставшегося до исчерпания памяти. Для диктофонного использования полезна также возможность быстрого освобождения памяти плейера — нажатием специальной кнопки можно оперативно удалить громоздкий музыкальный файл.
Качество речи при записи на встроенный микрофон показалось экспертам достаточно высоким. А качество воспроизведения музыкальных файлов — на среднем уровне, в чем, вероятно, повинен декодер МР3. Выражается это в том, что даже на битрейте 320 Кбит/с слышны (хотя и не очень явно) артефакты компрессии. Плейер также продемонстрировал традиционную для подобных устройств неважную динамику. Экспертов удивило, что в плейере нельзя отключить эквалайзер — можно только выбрать один из четырех режимов. Расстроил и небольшой запас мощности собственного усилителя плейера, что особенно заметно при работе с высокоомными наушниками. В целом оценка качества звучания плейера располагается между «хорошо» и «удовлетворительно». Для плейеров такого класса это абсолютно нормальная ситуация.
Достоинства
- Стильный проводной пульт дистанционного управления.
- Режим диктофона и встроенный микрофон.
- Интерфейс USB.
- Информативный дисплей.
- Жесткие клавиши управления препятствуют случайному нажатию (имеется возможность их блокировки).
- Корректное воспроизведение файлов, кодированных с любыми битрейтами (в том числе и переменным).
- Интерфейсный разъем и щель слота для карты памяти плотно закрываются.
Недостатки
- Не поддерживается воспроизведение файлов формата WMA.
- Штатной программой нельзя загрузить в память никакие файлы, кроме звуковых.
- В хороших наушниках даже при воспроизведении файлов, кодированных с битрейтом 320 Кбит/с, слышны характерные артефакты компрессии.