Сколько деталей у цвета
На пути к правильной цветопередаче
Наступило ли время Color Plug-n-Play?
Как правильно использовать CMS в системе Windows
Практически все владельцы цветных принтеров сталкивались с проблемой настройки цветопередачи в своей компьютерной системе. И, как правило, изображения, имеющие насыщенные и естественные цвета на экране монитора, на бумаге выглядят совершенно по-другому. Даже тщательный перебор настроек в драйвере с учетом всех возможных режимов печати не позволяет получить отпечаток, близкий по цвету экранному изображению. При работе со сканером ситуация еще более сложная: ни изображение на мониторе, ни отпечаток не похожи на оригинал.
Как показывает опыт, решать проблему правильной цветопередачи эмпирическим путем достаточно долго и дорого. Что уж говорить о «гениальном» по дизайну буклете, сданном в типографию. Конечно же, в этом случае всю ответственность за качество допечатной подготовки лучше переложить на специалистов, вооруженных сложными и дорогими станциями цветокоррекции и проверяющими все с помощью специальных тестов — цветопроб. Но не вызывать же профессионального цветокорректора при печати каждого изображения!
На первый взгляд, решение этой проблемы есть. Оно называется аппаратно-независимой сквозной системой управления цветом (далее — CMS) и предназначена именно для обеспечения корректной цветопередачи на любых мыслимых и немыслимых устройствах, работающих с цветом. Эта полностью цифровая технология основана на принципах восприятия цвета человеческим глазом и должна обеспечить простое и прозрачное согласование цвета на трех основных этапах работы с цветом:
- ввод изображения в компьютер с помощью сканера или цифрового фотоаппарата;
- отображение изображения на мониторе;
- печать изображения на цветном принтере.
CMS работает с цветом в абстрактных цветовых системах XYZ (или Lab), которые по определению не зависят от вида аппаратуры (см. врезку «Почему они независимы»). В таких системах все процедуры согласования цвета между различными устройствами в цепочке производятся при помощи специальных описателей — профилей, характеризующих цветопередачу каждого устройства. Например, при передаче изображений со сканера на принтер цветовые значения пересчитываются два раза. Сперва с помощью профиля сканера RGB-изображение превращается в Lab. Затем — с помощью профиля принтера Lab преобразуется в CMYK (рис. 1). И каждый раз при отображении на различных мониторах используется соответствующий профиль монитора.
Разберем это более детально. Сканер передает изображение в компьютер в модели RGB. Но если мы отобразим его без каких-либо изменений на мониторе (также работающем в модели RGB), то получим значительные цветовые искажения. Причина в том, что цветовые характеристики светофильтров сканера не совпадают с параметрами люминофоров ЭЛТ-монитора. Иными словами, происходит рассогласование цветовых пространств данных устройств.
Для решения данной проблемы можно использовать два подхода:
- настроить ПО сканера так, чтобы оно вносило поправки в изображение, адаптируя их к монитору;
- каждое изображение, полученное со сканера, сопровождать профилем, описывающим цветовые характеристики его фильтров. И в дальнейшем с помощью этого профиля проводить адаптацию изображения для любого монитора или принтера.
Очевидно, что второй способ более гибок и универсален. Однако нужно иметь в виду, что файл с изображением обязательно должен иметь адекватный профиль. Без него вся идея аппаратной независимости оказывается несостоятельной. В таком случае программы «впадают в панику» и пытаются найти замену или подставить некий профиль «по умолчанию». Но даже если найти профиль от той же модели сканера, гарантировать точное совпадение нельзя — погрешности могут быть очень велики.
Первыми, кто начал внедрять этакий Color Рlug-and-Рlay, были владельцы Macintosh с системой ColorSync 1.0. Идея понравилась всем, и в 1993 году Международным комитетом ICC были разработаны открытые стандарты управления цветом на основе XYZ. В результате в настоящее время технология распространилась практически повсеместно. К примеру, сейчас все популярные операционные системы (в частности, Mac OS и Windows) вооружены CMS, а механизмы ее поддержки в настоящий момент встроены почти во все популярные графические редакторы и пакеты верстки. И любимый многими Adobe Photoshop с неожиданной настойчивостью стремится использовать все возможности автоматического управления цветом на основе профилей ICC. Производители компьютерной периферии, предназначенной для ввода или вывода цветных изображений, обеспечивают свою аппаратуру профилями в стандарте ICC и драйверами, совместимыми со средствами CMS. Как говорится, «включите и получите».
Но за прошедшее время CMS так и не смогла завоевать популярность у профессиональных пользователей. Конечно, теоретически технология CMS обеспечивает наиболее гибкую и оптимальную сквозную цепочку, скрывая при этом от пользователя все технические проблемы обеспечения корректной цветопередачи и оставляя на откуп человеку только творческие задачи. Но, к сожалению, на практике несовершенство технологии значительно снижает ее эффективность и универсальность. И все же, несмотря на молодость и несовершенство (см. врезку «Наступило ли время Color Plug-n-Play?»), во многих случаях применение системы возможно уже сейчас. Необходимо лишь четко определить области ее использования и способы контроля.
Что может профиль монитора
Принципы синтеза цвета в мониторе просты и имеют аналитическое описание (иными словами, могут быть описаны с помощью формул). Каналы RGB практически взаимонезависимы, преобразования XYZ->RGB и RGB->XYZ симметричны и обратимы. По сути, вся компьютерная полиграфия базируется на этом ките. Конечно, монитор — устройство неидеальное, однако создать адекватный профиль монитора и, следовательно, скомпенсировать его искажения довольно просто. Для этого необходимо взять программу-профилировщик (к примеру, Adobe Gamma Control Panel, показанную на рис. 2), и указать в ней:
- цвет каждого из трех люминофоров. Эти цвета можно измерить специальными приборами — спектрофотометром (наиболее точный, но и наиболее дорогой способ) или более доступным колориметром (его обычно называют калибратором). На практике вполне приемлемую точность могут дать значения по умолчанию, указанные изготовителем. Их можно, в частности, получить непосредственно из монитора (если он поддерживает режим обмена данными по DDC-2) или из базового (default) профиля, поставляемого в комплекте с монитором;
- стандартную цветовую температуру белого в помещении (рис. 3). Она характеризует степень белизны освещения, которую принято выражать через цветовую температуру (вспомните: пламя красного цвета имеет невысокую температуру, и наоборот, пламя с высокой температурой окрашено в синий цвет). Здесь также не стоит стремиться достичь сверхвысокой точности, на практике следует воспользоваться одним из стандартов, привязанных к солнечному освещению, а именно 6500K. Обратите внимание, что такой белый «теплее» привычного телевизионного изображения; в телевидении же используется «холодный» стандарт — 9300K;
- текущую цветовую температуру в видеосистеме. В свое время мониторы офисного класса настраивались на заводе-изготовителе на ТВ-стандарт и не имели возможности настраивать эту характеристику. Для таких случаев программа-профилировщик (с помощью прибора или, как в Adobe Gamma, на глаз) оценит текущий уровень белого и при необходимости скомпенсирует его средствами видеокарты. При этом, правда, неизбежно уменьшится цветовой диапазон монитора. Поэтому практически в любом современном мониторе предусмотрена функция установки белого по стандартным значениям 5000, 6500 и 9300K (с точностью порядка 10%), а в полупрофессиональных и профессиональных моделях — возможности более точной настойки. Используя их, можно установить на мониторе стандартную цветовую температуру, не жертвуя цветовым охватом;
- оптимальные яркость и контраст на мониторе. Как видно из рис. 4, эти настройки напрямую связаны с воспроизведением на мониторе наиболее темных и наиболее светлых элементов в изображении. Поэтому настройку на глаз проводят по шкалам контроля граничного светлого и темного элементов. Сначала (при максимальном контрасте) устанавливают уровень яркости так, чтобы внутри черной шкалы хорошо различались квадраты с 97-98% черного. Затем снижают контрастность до тех пор, пока на светлой шкале не будут легко видны квадраты 97-98% белого. В дальнейшем необходимо следить, чтобы эта настройка была защищена от случайных изменений.
Изменения в яркости и контрасте, как правило, не сказываются на цветопередаче и балансе белого и черного в мониторе. Однако некоторые экземпляры мониторов могут давать заметный цветовой оттенок в одной или обеих шкалах. Для компенсации этого дефекта в ряде моделей имеются шесть регулировок яркости и контраста (RGB Gain и Bias) — отдельно для каждого из каналов RGB. Их настройка аналогична общим настройкам, но работы будет втрое больше, так как шкалы каждый раз нужно окрашивать в соответствующий цвет;
- стандартное значение gamma-компенсации, принятой в вашей фирме. Это значение влияет на то, каким образом ваш компьютер обменивается изображениями с другими графическими системами. К сожалению, общепринятого стандарта здесь нет. Как правило, для систем Macintosh применяется значение 1.8, а в системах Windows — 2.2;
- скомпенсировать неизбежные отклонения gamma вашего монитора от стандартных значений. С этой задачей отлично справляются даже простые колориметры. Ее можно достаточно точно выполнить на глаз. Для этого используют шкалу, в которой рядом изображены два поля, одно закрашено серым, а другое содержит чередующиеся белые и черные горизонтальные линии (рис. 5). Зрительно они должны сливаться. Это достигается с помощью функции управления тонопередачей (LookUp Table, LUT), встроенной в видеокарту. Часто отклонения различны в каждом из каналов RGB, поэтому при работе на глаз операцию компенсации необходимо провести трижды, добиваясь в целом нейтрального серого цвета основной шкалы.
Следует помнить, что функция управления тонопередачей часто не работает с видеоизображениями, выводимыми на экран методом overlay. Устаревшие модели видеокарт на PC могут вообще не иметь этой функции. В таком случае единственным выходом будет определение сложившегося положения вещей как стандартного, однако тонкой поканальной регулировки при этом провести невозможно. Самые современные видеокарты имеют две независимые установки gamma для управления тонопередачей — для обычных изображений (2D) и для трехмерных (3D). Этим можно воспользоваться, настраивая домашний компьютер «двойного назначения».
При калибровке на глаз можно добиться достаточно высокой точности. В случае необходимости можно также использовать колориметры типа Sequel или X-Rite Monitor Optimizer. В целом это касается только мониторов достаточно высокого класса, иначе неизбежно возникнут как минимум две проблемы: значительная нестабильность характеристик и недостаточный цветовой охват (рис. 6). Хотя и не смертельно, но неприятно. И если при работе с Web модели sRGB вполне достаточно, то даже при офисной полиграфии постоянно «додумывать» многие цвета и калиброваться два раза в день несколько утомительно.
Проверить качество профилирования (или, как принято говорить, калибровки) монитора достаточно просто. Для этого необходимо выполнить три операции:
- Уточнить наличие в компьютере профиля, адекватного монитору (или, в крайнем
случае, базового профиля). Проверить, подключен ли он к системе CMS (рис.
7).
При отсутствии базового профиля стоит заглянуть на Web-сайт изготовителя. В случае неудачи можно отредактировать один из имеющихся в системе — например, с помощью Adobe Gamma Control Panel открыть один из default-профилей (типа NEC Compatible, Diamond Compatible и т.п.) и уточнить в нем значения цветов люминофора. Можно попытаться узнать эти «волшебные числа» из самого монитора посредством утилит типа PowerStrip или DDC Debug. В крайнем случае можно использовать стандартные значения: EBU — для мониторов с теневой маской или Trinitron — для мониторов с аппертурной решеткой.
- Проверить (и, при необходимости, отрегулировать) настройки яркости и контраста (по шкале, показанной на рис. 4).
- Используя шкалу из рис. 5, проконтролировать, сливаются ли стоящие рядом элементы 50% растра и 50% серого (в сложных случаях — проконтролировать, как сливаются 50% растра и 50% полутона в каждом из каналов RGB). При необходимости откорректировать значение gamma-компенсации и обязательно записать все изменения обратно в профиль.
Все указанные операции по калибровке монитора уже давно и успешно используются в профессиональных системах и без применения CMS (к примеру, в Adobe Photoshop ранее четвертой версии). Но наличие CMS позволяет применять этот универсальный метод коррекции изображения повсеместно — и в Adobe Illustrator, и в CorelDraw, и в QuarkXРress. Кроме того, CMS, как и положено аппаратно-независимой технологии, позволяет присоединять профиль монитора непосредственно к изображениям, что обеспечивает в дальнейшем их гибкий и прозрачный перенос между различными компьютерами и операционными системами.
Из вышесказанного следует, что возможности системы управления цветом при работе с RGB-изображениями на мониторе вполне удовлетворяют потребностям практически любого пользователя. Единственное слабое звено, которое иногда не устраивает профессионалов, — точность аппроксимации реальной функции яркости с помощью зависимости y = xgamma. Поэтому в некоторых системах калибровки высокого класса имеется возможность создавать более точные табличные профили монитора.
Что может профиль сканера
Сканирование является, пожалуй, самым ответственным процессом в полиграфической цепочке (разумеется, речь не идет о сканировании графиков и логотипов). Именно здесь закладывается фундамент будущей полиграфической продукции, и любая потеря информации на этом этапе будет необратимой. И здесь, к сожалению, современные CMS помочь ничем не могут. Во-первых, одной из основных проблем при высококачественном сканировании является адекватная настройка аналоговой электроники в сканере. Эта процедура производится вручную, отдельно для каждого изображения, что позволяет избежать нежелательных шумов в темных участках и вместе с тем четко воспроизвести все детали в светлых местах. Кроме того, каждый тип фотоматериала имеет свои уникальные особенности в цветопередаче (к примеру, искажения, вносимые маскирующими слоями). В этом случае более правильно было бы говорить о профиле фотоматериала, а не о профиле сканера. Поэтому высококачественные сканеры всегда калибруются автоматически при помощи встроенных в них функций, без использования CMS. Такие сканеры всегда поставляются в комплекте со специализированной программой цветокоррекции, которая использует CMS только для простых операций вроде компенсации цвета основы фотоматериала или первичной коррекции негативов. Более точные операции, например определение цвета неба или лица человека, производятся вручную на мониторе на глаз, кривыми коррекции или с использованием гистограмм и пипеток (закладок-денситометров). И конечно, для этого используют профиль монитора.
При выборе модели сканера возможности программного обеспечения играют не меньшую роль, чем его технические характеристики. Поэтому производители профессиональных моделей сканеров поставляют в комплекте с ними очень качественное ПО, например мощные специализированные программы NewColor от Heidelberg Prepress (аналог Linocolor) и ScanWizard от Microtek. Владельцам других моделей, которых не устраивают какие-либо функциональные возможности ПО сканера (к примеру, работа с негативами), можно порекомендовать универсальную программу сканирования от фирмы SilverFast. Она работает с большим спектром моделей от многих изготовителей и имеет очень неплохие механизмы управления цветом при сканировании. Демо-версии этой программы можно получить на Web-сайте http://www.silverfast.com/.
Для встроенной калибровки сканеры используют мишени белого и черного цвета, приклеенные обычно на внутреннюю сторону стекла. При включении (а в мощных моделях перед каждым сканированием) встроенная электроника последовательно замеряет черный — это позволяет скомпенсировать температурные нестабильности аналоговой части. А затем белый — это позволяет скомпенсировать уход лампы сканера от белого, связанный со старением или «отравлением» ламп. Кратковременный эффект отравления связан с резкими бросками напряжения на сканере и наиболее часто возникает в современных «долгоживущих» лампах с холодным катодом. Даже при включении питания лампа немного отравляется, что приводит к незначительным уходам белого в течение 3-5 мин. После большого броска напряжения катод лампы может отравится и на более длительный срок — вплоть до нескольких дней.
Есть области применения сканера, где без CMS не обойтись, к примеру автоматизированное сканирование кинопленки. В этих случаях необходимо помнить еще об одном ограничении CMS. Изначально, следуя принципу математического соответствия, система пытается обеспечить нас репродукцией, «аутентичной» копией, воспроизводя все искажения, присутствующие в оригинале. И если цвет основы слайда или негатива скомпенсировать с помощью CMS еще возможно (вручную подставляя профиль, адекватный типу фотоматериала), то искажения, связанные с ошибками постановки света при съемке или возникшие в процессе проявки, будут воспроизведены с идеальной точностью.
Желание провести калибровку сканера с использованием CMS обычно ограничивается набором мишеней, которые поставляются в комплекте со сканером. Одной фотографии-мишени от фирмы Кodak для работы явно мало. Полноценная библиотека профилей к сканеру должна включать в себя все популярные типы фотоматериалов, в частности все виды слайдовой и негативной пленок фирм Kodak, Fuji, Agfa и др., с которыми приходится работать. А это — минимум 20-40 профилей и соответственно 20-40 мишеней. В результате на практике приходится работать с фирменными «усредненными» профилями, применение которых столь же полезно, как вычисление средней температуры всех больных в клинике. Учитывая это, рекомендуется при таком «автоматизированном» сканировании производить, как минимум, контроль всех нейтральных цветов сюжета.
Кстати, передача нейтральных (серых) тонов на интуитивно знакомых предметах — самый простой способ проверки любого профиля. Для проверки профиля можно также отсканировать в цветном режиме черно-белую фотографию. Она должна сохранить свою нейтральность, и при этом должны отсутствовать паразитные цветные оттенки (к сожалению, такой способ нельзя использовать для негативов). Также для проверки сканера стоит отсканировать так называемое пестрое изображение и посмотреть на его гистограмму. Если она похожа на расческу, то это может означать необходимость замены не только профиля, но и самого сканера.
Итак, область применения CMS при сканере можно строго ограничить функциями цветного копировального аппарата или такой нечасто встречающейся ситуацией, как пакетное сканирование большого объема однородного фотоматериала, под который удалось найти (или создать) рабочий профиль.
Что может профиль принтера
Если читатели уже ознакомились с содержанием врезки «Наступило ли время Color Plug-n-Play?», то скорее всего выводы они уже сделали. К сожалению, табличный профиль по точности работы не может сравниться с изящными алгоритмами, заложенными в серьезные программы цветоделения (такие как, например, Photoshop). Но все же, несмотря на большие ограничения, систему управления цветом применять при печати можно. При этом необходимо, чтобы все было известно заранее: адекватный профиль, используемый тип бумаги, конкретный режим печати, небольшой цветовой охват — и никаких рекордов. В этом случае появляется возможность оценить печатаемое изображение перед выводом. Драйверы некоторых принтеров имеют встроенные утилиты предварительного просмотра (preview), основанные на CMS. Бывают также и внутренние механизмы калибровки, эмулирующие режим печати в одной из стандартных моделей CMYK (обычно это Euroscale или SWOP). Можно также использовать операцию Proof Colors в Photoshop 6 (в Photoshop 5.5 для этого применяется операция Profile to Profile, рис. 8). Это позволяет непосредственно на экране проконтролировать результаты работы CMS (практически soft-proof — экранная цветопроба) и при необходимости подправить изображение. Немного скучно — никаких лотерей и рекордов, но это работает. Таким же образом при отсутствии документации можно разобраться в наборе профилей, которые поставляются с принтером. Для этого необходимо в меню Proof Setup/Custom выбрать профиль, при котором оттиск с принтера изображается на экране наилучшим образом.
Если возможности драйвера печати не позволяют точно контролировать цвет (или возникает необходимость работать с принтером через PostScript), можно попытаться использовать альтернативный метод — печать через программный растровый процессор (RIP). Фирм, выпускающих такие программы, достаточно много: Adobe c программой PressReady (http://www.adobe.com/products/pressready/main.html); ImageProof с PowerRIP (http://www.iproofsystems.com/); BestColor (http://www.bestcolor.com/) и т.д.
В том случае, если не удается подобрать профиль, правильно описывающий цветопередачу на принтере, можно воспользоваться программами профилирования принтеров, например Heidelberg PrinOpen, Agfa ColorTune Pro, Gretag ProfileMaker и т.п. Правда, их применение требует наличия дорогих приборов — спектрофотометров. При их отсутствии неплохие результаты дает старый добрый способ — настройка на глаз. Для этого советую воспользоваться возможностью программы Photoshop 6 или 5.5 экспортировать настройки цветоделения CMYK в профиль CMS. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Выключить в драйвере печати все механизмы цветокоррекции и распечатать тестовую шкалу, показанную на рис. 9. Проверить (при этом может возникнуть необходимость воспользоваться лупой), напечатались ли все шесть цветов чистыми красками.
- Запустить Photoshop и в меню Color Settings/Working Spaces/CMYK выбрать Custom CMYK — Настройки режима цветоделения.
- Затем выбрать настройки цветов печатных красок — Ink Options/Ink Colors/Custom… (рис. 10).
- На глаз согласовать шесть цветов на распечатке и на экране.
- Вернуться в меню Color Settings/Working Spaces/CMYK и выбрать там опцию Save CMYK… (в Photoshop 5.5 — переключиться из режима Build-in в режим Tables).
- Назвать профиль удобным, узнаваемым именем и сохранить его в стандартное для CMS место (для Windows 98 — Windows\System\Color).
- Если в результате мы получаем распечатки, хорошо совпадающие по цвету, но имеющие более контрастный вид — подбираем в Photoshop Custom CMYK (прямо на экране) значение растискивания (dot gain) и вновь сохраняем профиль.
- Подключаем этот профиль ко всем программам, которые используют CMS.
Чтобы проверить работу CMS с принтером, можно использовать подход, аналогичный применявшемуся в случае сканеров, — напечатать черно-белое изображение в цветном режиме.
К любой технологии печати всегда предъявляются два противоположных требования. С одной стороны, качество красителей должно быть очень высоким, поскольку от этого зависят сочность и глубина цветов на изображении (иными словами, цветовой охват). С другой стороны, не менее важна и себестоимость оттиска. К примеру, слайды дают прекрасный цвет, но цены красителей для их производства значительно выше, чем у обычных фотографий. По данному показателю полиграфические методы печати (в частности, офсет) выигрывают у принтеров в десятки и сотни раз, и при выборе принтера данные характеристики оценивают в первую очередь. Но для работы с цветом (учитывая затраты времени на создание библиотеки профилей) на первое место выступает еще одно требование — стабильность процесса печати. В связи с этим следует привести несколько соображений:
- Рекордсменом по стабильности и одновременно по цветовому охвату до сего времени остается безрастровая технология dye-sub (так называемая термосублимационная печать) — это настоящая цифровая фотография. Однако эта технология достаточно дорогая, и сейчас ее используют только в профессиональных цифровых цветопробных устройствах.
- Очень низкую себестоимость печати имеют фотопринтеры, печатающие на обычной (серебросодержащей) фотобумаге. При этом они, как и мониторы, представляют собой практически линейные RGB-устройства, что позволяет легко калибровать их и весьма точно управлять параметрами их цветопередачи с помощью CMS. Отрицательной стороной этих устройств являются их большие габариты, очень высокая стоимость и необходимость эксплуатации в специально оборудованном помещении.
- Для офиса отлично подойдут цветные лазерные принтеры и копиры. Они имеют приемлемую стоимость, хорошую скорость печати при достаточно высокой стабильности характеристик. Однако ассортимент бумаги весьма ограничен, есть проблемы с цветовым охватом и стабильностью при печати некоторых видов изображений, в частности протяженных однородных плашек. Кстати, это характерно для всей технологии электрографии, в том числе и для больших цифровых машин стоимостью в полмиллиона долларов.
- Неплохо зарекомендовали себя твердочернильные принтеры. Они избавлены от проблем электрографии, дают солидную «сочную» печать, в том числе и протяженных плашек, достаточно нетребовательны к используемой бумаге. Правда, имеется проблема с заметной на глаз растровой структурой изображения, связанная с тем, что даже при печати с разрешением 1200 dpi на бумагу переносятся достаточно крупные частицы твердого красителя.
- Очень близки к качеству фотографии технологии струйной печати. Они имеют наименьший среди всех размер печатного элемента (капли) и высокую разрешающую способность. Струйные принтеры не очень критичны к используемой бумаге, некоторые модели позволяют печатать на больших форматах (А3+ и даже А2), с высоким цветовым охватом (при использовании шести и более красок). Правда, в период появления на рынке первых моделей струйных принтеров они заслужили не лучшую репутацию, поскольку были медлительны, очень нестабильны, чувствительны к влажности и температуре воздуха в помещении, а наносимые на бумагу чернила могли значительно изменять цвет при высыхании. Однако сейчас большинство этих проблем тем или иным способом решены. В частности, получили распространение жидкие пигментные чернила (на основе растворителей), а также специальные, обладающие очень стабильными характеристиками типы бумаг. Сейчас можно встретить даже профессиональные системы контрактной цветопробы, основанные на струйных плоттерах. Кстати, в них для обеспечения высокой точности цветопередачи успешно применяются CMS. Только такие CMS являются «закрытыми», то есть алгоритмы их работы и профили устройств для них представляют собой ноу-хау. Как правило, их разрабатывает сторонняя фирма, специализирующаяся на поставках специальных красителей (к примеру, Perfect Proof) или бумаги (Dupont).
К сожалению, объем этой статьи не позволяет на конкретных примерах показать использование многочисленных программ для создания профилей, способы анализа и отбраковки фирменных профилей-халтур, а также перспективные методы работы CMS совместно с PDF. Однако материалы, посвященные такой актуальной теме, как CMS, регулярно появляются как в Сети, так и во многих периодических изданиях.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что альтернативы аппаратно-независимым системам управления цветом нет и, похоже, не будет. Так что осваивать эту технологию необходимо всем, в том числе и профессионалам, хотя бы исходя из принципа, что врага нужно знать в лицо.
КомпьютерПресс 11'2001